flying_elk (flying_elk) wrote,
flying_elk
flying_elk

Category:

Философия авиационного тренинга - проверки.

Коллеги, Господа-Товарищи, Парни и Девушки!

Я так понимаю, что мое творчество читают многие из Вас (и это радует, потому что я как-то предпочитаю быть широко известным в узких кругах, чем наоборот...). А я соответственно читаю то, что пишите Вы, внимательно и с удовольствием. И уже давно меня начала "цеплять" мысль появляющаяся во многих постах и блогах, да и в обычных разговорах со своими Друзьями. А именно: у меня завтра (через неделю-месяц...) тренажер - проверка, надо готовиться!!!
И чем дальше тем больше меня такой подход как минимум огорчает. Рассказываю почему:

Доброе-хорошее утро на нашем базовом аэродроме. Мой Друг выруливает на исполнительный на полностью загруженном и заправленном А-320. Взлет разрешен, РУД-ы вперед - поехали! И тут Он видит это...даже не это, а этих тва... (пташек небесных) в количестве 2 штук, взлетевших со стороны терминала и направляющихся в деревья за полосой. Самолет бежит, второй пилот прочитал "One hundred", мой Друг широким Командирским зрением это отметил и ответил "Checked", но птичек он по прежнему наблюдает. И летят они аккуратно и красиво наперерез полосы. Летели... "Бум-бум"
Самолет ощутимо вздрогнул. Мой Друг напрягся в ожидании продолжения. И тут крик Второго Пилота: "Vibration!!!"
- Stop!!!...
Ну и дальше все как учили. И потом уже, вечером, слегка взбодренным голосом, мой Друг сказал мне примерно такие слова:
- Оказывается не зря нас на тренажерах гоняли! Я до конца и испугаться не успел, как все уже сделал...
А инженеры потом обнаружили несколько согнутых "в турецкую саблю" лопаток вентилятора на двигателе и прочие неприятности. И расшифровка показала, что до V1 было всего несколько узлов и Решение мой Друг принял быстро и очень правильно.

Я это все к чему - мы ни как не можем предусмотреть когда нам в двигатель влетит птичка! Когда выбьет компьютеры системы управления, вытечет гидравлика и т.д. И случится это может совсем не тогда, когда Вы к этому долго и упорно готовились-тренировались-брифинговали. И даже наоборот, по закону подлости это случается, когда мы совсем не собирались ничего такого исполнять, а голова была занята совсем другим. И кричать "Извините, я еще не готов, freeze and reset please!!!" будет не кому.
То есть каждый день собираясь на работу мы просто должны быть ГОТОВЫ. К любому варианту развития событий и всегда! Если я не готов, то пусть меня... Да в сто-пятьсот раз лучше для меня и всех окружающих, если меня «порвет на куски» Инструктор на тренажере, завалит мне чек, заставит долго и упорно тренироваться, чем пропустить один единственный, но настоящий удар «от птички».

С событий-историй подобных моему Другу, да и своих собственных историй я сделал для себя несколько практических выводов:
- я не буду учиться "для учебы", что-бы покрасоваться перед товарищами или обмануть Инструктора - это детский сад! Мы учимся и тренируемся для себя, своей повседневной работы-жизни. Поэтому я не читаю документы и руководства перед очередной учебой (не путать только с первоначальным переучиванием на тип или другими профессиональными продвижениями, где конечно новое изучать мы обязаны). Я прихожу на учебу-проверку на том же обычном повседневном уровне знаний, с которым я иду и на обычную работу, и если я чего-то не знаю чего-то мелкого, не слишком важного, то пусть меня подправят, если же это действительно важное и серьезное - то я сам виноват, и знать это я должен!;
- я учусь по возможности на работе ежедневно (хотя бы по часу в день на длинном рейсе), при этом там же есть прекрасная возможность обсудить вопросы с Коллегой, потому что в мою глупую голову просто прочитанное откладывается гораздо хуже;
- проводя предполетный-предпосадочный брифинг я не просто желаю запечатлеть свой голос на бортовой магнитофон, я составляю свой план на несколько вариантов развития событий и желаю, что бы мой Коллега был в курсе того, что я собираюсь исполнять. И если у него есть более умные мысли, чем мои, то я желаю их узнать и применить «до начала», а не «после», сидя в грусти и печали разборов;
- на обычный вылет я иду с пониманием, что самый простой, коротенький-красивый дневной рейс может внезапно обернуться самым сложным тренажером-проверкой в моей жизни. На тренажер же я иду с шуткой, что "разбившегося на тренажере экипажа еще ни кто не находил" (только ремни и в тренажере надо все-же по настоящему пристегивать, они иногда «взбрыкивают»).

В связке со всем предыдущим, и особенно с крайним, случилось еще одно открытие - со временем мне стало все равно, кто у меня сегодня Инструктор-Проверяющий и соответственно "злой" он или "добрый". Я лечу проверку хоть и с двумя самыми-самыми Главными Компанейскими Начальниками? Прекрасно, будет кому задать накопившиеся вопросы! А если дела пойдут не так, то я не примену привлечь их "большие и умные" головы, руки и все остальное к работе по полной программе. А если они не в настроении, им чего-то не нравится и они вобще «смурные» по жизни? Да честно говоря это их проблемы, потому что у меня есть два варианта: либо я знаю, что и почему я делаю и сбить меня с этого будет сложно. Либо я не знаю что и почему, но в таком случае "что я здесь делаю?!".

Это понимание пришло не сразу конечно, родилось оно после нескольких очень напряженных проверок и ситуаций. Например был у меня такой забавный (теперь уже) случай, когда спустя всего неделю после финальной проверки и самостоятельного вылета Командиром я оказался на тренажере. Ни чего плохого я не делал, просто окончание ввода получилось очень интенсивным, самостоятельное начало тоже, и я сам того не ожидая "выбил саннорму". Меня сняли с рейсов, поставили в резерв. А так как летать я не мог, то в одно прекрасное утро меня «дернули полетать» на тренажер. Я к тому моменту уже перестал напрягаться от слова «тренажер» (перед вводом я сам просил, что-бы меня при необходимости и возможности туда почаще планировали) и просто был в отличном настроении. И я не спросил, кто же будет сегодня Инструктором? И вот уже перед выходом я позвонил и уточнил...собственно вопрос был «одевать ли джинсы и тениску, чего позволяют самые добрые Инструктора или брюки и рубашку, чего требует большинство?». И тут то мне сказали, кто сегодня будет Инструктором...После одного из полетов с ним в начале ввода в Командиры, почитав свой дебрифинг я ему честно (я тогда решил, что терять не чего) задал вопрос – «Мистер М.... мне с такими выводами хотя-бы курсантом можно продолжать летать?!» И вот сегодня мне предстояло с ним опять встретиться.В расстерянности я позвонил своему Другу, и Он мне оптимизма совсем не прибавил:
- Откажись! Заболей, придумай, что хочешь, но не ходи!!! Тебе неделю назад одели Командирские погоны, он их сегодня снимет...
Но отказываться в последнюю минуту от работы совсем не в моих правилах, и я таки поехал на тренажер. Зайдя в брифинг я понял, что попал еще больше – летать предстояло с двумя молодыми местными вторыми пилотами, это была собственно их первая проверка на тайпрейтинг. Не успели мы толком ни чего обсудить, как появился Проверяющий. Кроме всех прочих "прелестей" у него еще и весьма специфическая манера начинать подобные мероприятия: вести разговор очень тихим и монотонным голосом и глядя стеклянно ни куда, без единой улыбки-эмоции (примерно как удав гипнотизирует кролика, который под его монотонное шипение умирает от разрыва сердца). Так вот, поздоровавшись со мной и держа в руках мое новенькое командирское пилотское он выдал следующую фразу: "Я вас поздравляю с окончанием Ввода, но сегодня проверка у этих ребят, вы их Командир, и если что-то пойдет не так, то вы несете за это ответственность такую-же как в обычном полете..."
Переводя на человеческий язык, это означало, что если кто-то из них завалит тренажер, то завалю его и я. Сказать, что мне стало не по себе, это еще ни чего не сказать! Но выбора уже не было, пошли в кабину, начали работать. Естественно стажеры начали ошибаться, где-то сбивался и я, и очень быстро мне стало понятно: мы и первый раз то «взлететь» не успеем, как уже наломаем дров, если я не сумею отрешиться от всего, собраться и думать только о работе. И по максимуму помогать своим младьшим товарищам по несчастью! Что-бы разрядить обстановку я сам начал шутить-улыбаться, попросил стажера не торопиться, показать мне, как хорошо его научили стандартным процедурам, в какой-то из его ошибок даже громко обвинил себя, что-бы он не переполнился стрессом. И это заработало! Паника потихоньку отпустила, мы работали все ровнее и аккуратней – проверка получалась! После двух часов стажеры поменялись, все началось опять по новой, но я уже понял, что надо делать. Под конец Проверяющий решил дать рязмяться и мне (стажерам все равно надо было полетать и «помогающими пилотами») и влупил мне не погасившийся пожар двигателя на взлете. Тут уже пришлось сильно напрячь своего помошника, в несколько фраз убедив его бросить выполнение длинного чеклиста (а им столько вдалбливали в головы, что бросить не законченный чеклист нельзя ни в коем случае!), поторопить-подсказать с минимальной подготовкой FMC и без лишних разговоров «упасть» на ближайшую полосу. Где-то на заходе опять промелькнула предательская мысль, что если я сейчас «в запарке» пропущу чего-то важное или наломаю дров, то...Но я ее как раз и прогнал следующей мыслью, что лучше я еще раз проверю, что мы могли пропустить, чем сидеть и волноваться!
Наконец Проверяющий объявил «Финиш!», мы вывалились из тренажера, пришли в брифинг, где нас уже ждал второй стажер. Выдержав строгую паузу (он такой!) наконец М. сказал: оба прошли, сейчас разбор...
И повернувшись ко мне, пожал руку и наверное первый раз за пять часов улыбнулся...

Еще одно очень хорошее и красивое подтверждение моей системы «не учебы к тренажеру» получилось совсем не давно. Прошлый тренажер мне довелось пройти с Отличным Командиром. Собственно встретились мы первый раз в жизни уже в брифинге, и там уже был наш Инструктор. В течении нескольких минут брифинга стало понятно, что к тренажеру Командир не готовился совсем - он не представлял себе даже из какого аэродрома мы сегодня "вылетаем", какая там погода, не говоря уже про какие "неприятности" нам сегодня ожидать. Но для него, настоящего Мастера и Командира это как раз и не требовалось. Четыре часа сегодня и четыре на следующий день оказались не проверкой, а фантастическим удовольствием-уроком! Мы работали, как работали бы вдвоем (про Инструктора мы забывали, как только оказывались в тренажере) в кабине в любой другой летный день. В четыре руки и две головы. У нас возникали проблемы – мы их решали. Были вопросы – мы их вместе обсуждали, связывались «с Компанией», тут-же ругались, что от них вечно ни какой помощи, опять обсуждали и принимали решения. Мы старались друг другу помочь и подсказать, если кто-то что-то видел, но и не лезли друг другу под руку с мелкими советами. Мы ошибались и ловили себя и друг друга на этом. Мы смеялись на этими ошибками (каждый над своими главным образом). Так как наши мозги не были забиты программой, то мы воспринимали все события такими, какие они есть и обарабатывали их соответсвенно. Мы были просто не потопляемым Экипажем!!!

Из таких вот моментов и создался образ, как себя вести на проверке. И когда сие открытие случилось, то на проверках я научился побеждать главное - свой стресс!!! Потому что если спокойно и внимательно задуматься, то главные проблемы создаем мы себе сами, торопясь и суетясь, и делая не то что нужно и не там, где и кода надо. По человечески естественно, что всякие вне рабочие проблемы , негативные эмоции, усталость, самочувстивие, Вас будут из этого состояния выводить. Но Ваша задача – «держать себя в руках» и работать.Кто владеет собственными нервами тому и самолёт послушен! И конечно Вы должны быть хорошо подготовленными в профессиональном смысле, что бы так себя чувствовать.

И еще один момент, я его уже упоминал в Подготовке к интервью, но считаю важным отметить и здесь. Во время различных учеб мы совершаем ошибки. И это хорошо! Благодаря ним мы запоминаем как делать не надо гораздо нагляднее, учимся их исправлять и в принципе выходить из «ошибочных ситуаций» правильно. Так на одном из первых Командирских тренажеров в начале дня я совершил очень глупо-детскую ошибку – по сигналу EGPWS “Terrain, pull-up!” я отключил автопилот и сунул сайдстик ... от себя :-() К счастью, что я сделал какую-то ерунду, я понял очень быстро, потянул "на себя" и ни чего страшного не произошло. Инструктор промолчал, продолжив программу, но он все видел. И Спасибо ему огромное, потому что разбор этой ошибки мне дал гораздо больше чем десять раз выполненных правильно. Вот Его слова: «Ошибся, ты, потому что поторопился. Ты совершил первое движение не думавши, и твоя мышечная память - опыт полетов на месте второго пилота, где левой рукой по этой команде ты двигал вперед РУД тебя подвел. В кабине даже самые быстрые движения мы не должны делать инстинктивно, а думать, что и зачем мы делаем. И времени бы это заняло на полсекунды больше, но сразу правильно, так что вобщем это было бы даже быстрее. И далее, то что ты ошибся и исправился – не страшно. Мне больше не понравилось, что следующие несколько минут ты продолжил работать под влиянием этой ошибки. Помни, мы профессионалы, мы ошибаемся, исправляемся и умеем через это сразу переступить. Думать и грустить надо после полета, но там надо продолжать работать!»

Ну и заканчивая, отвлечемся от авиации. Если задуматься, то в военно-приключенческих фильмах как ведет себя «обычный настоящий герой»? Правильно – сначала он тренируется, причем не просто, а с потом, болью и иногда и кровью. И его Инструктора-Учителя, иногда просто издеваются над ним, но не потому что они садисты, а потому что он должен реально научится выживать. И как потом работают-воюют все Настоящие-Герои-Профессионалы? Очень спокойно и расслабленно. Они в самой критической и быстрой ситуации успевают: - первое – посмотреть, - второе - принять решение и оценить его на пару шагов вперед, - третье - аккуратно и точно его выполнить. Вы скажите это кино? Да, это кино, но на самом деле киношники это не придумали, они это подсмотрели в реальной жизни. И кстати как зачастую погибает «герой»? Да-да, когда у него начинается хаос и паника...
Вот так и на наших тренажерах-проверках - "Злой проверяющий" создает излишний стресс, накаляя и без того сложную обстановку? Нехороший он человек?! Наверное для тренинга это не правильно, но птичка и гидравлика с системой управления не пришлют нам уведомительное письмо за пару дней - я скоро прилечу-потеку и т.д. И тогда уровень стресса (скажем честно страха) может быть еще выше. Поэтому Спасибо тебе, Глупый-Злой Проверяющий, своими дерганьями и криками ты готовишь меня к тому Дню, когда мне предстоит остаться с этим один-на-один.
И еще раз о кино. Вспоминается "Русский перевод", где Учитель по Рукопашному бою говорит своему Ученику: "Нет, я не твой главный учитель. Твои главные Учителя еще впереди, хотя не дай Бог тебе их встретить слишком быстро. Первый - это День, когда кто-то захочет взять твою жизнь, и ты сумеешь этот день прожить. И второй, когда тебе прийдется взять чью-то жизнь...". Конечно к счастью в гражданской авиации нам не часто приходится сталкиваться с такими экстримами, но День, когда нам прийдется сохранить свою жизнь и спасти чью-то еще надо встречать в готовности.

Удачи нам всем!!!
0000070916_large
Tags: проверка, современный пилот ГА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments