flying_elk (flying_elk) wrote,
flying_elk
flying_elk

Category:

Современный пилот ГА. Ещё о знаниях матчасти...

Так как прошлая история «про матчасть» понравилась, то вот ещё одна. Писалась она как коммент в фейсбуке уважаемому Командиру-Инструктору Б-777 Mike Skytrack, но слегка вышла за формат фейсбучных комментов, так что заряжу сюда тоже.



Уходим с полгода назад, на как раз 777, только «грузовике», из Шанхая. У меня хороший второй пилот, утро, тепло, загрузку закончили почти вовремя, слот неплохой получили, крайнюю дверь закрываем - все здорово!
Выполняем крайние действия перед началом буксировки и запуска двигателей - «запитываем гидравлику» и проверяем ещё часть систем.
«Упс!» - тут то у нас ECAS (экран, на котором нам показывают сообщения о работе разных систем и электронные чеклисты) выскакивает отказ по системе управления. Status level, обычно это не очень серьёзная проблема, чеклист никаких действий не предлагает. Но мы на земле и двигатели ещё не запускали, а значит надо открыть MEL (книжка, которая рассказывает с какими отказами можно вылетать, а с какими нельзя). А он говорит, что это NO DISPATCH - не хорошо.
- Попробуем починиться сами, давай гидравлику выключаем, минутку подождём, потом опять запитаемся. Может там кулоны с каплями давлений не совпали.
Выключились, подождали, включились. Та же картина. Фигово... О, у меня ж ещё «техник» «на ушах» стоит под самолётом, может он чего скажет?
- Але, земля - кабина, у нас тут проблема по матчасти, когда гидравлику запитали, система управления сообщение на статусе выдаёт. Что-то подсказать можете?
- Кабина - земля, подтвердите, готовы к буксировке?
- Земля - кабина, у нас тут система управления отказ выдаёт, можете что-то посоветовать?!
- Кабина - земля, так вы готовы буксироваться или нет? Моя по английски не очень говорить...
Поговорили. Китай...
- Земля, буксироваться не готовы, у нас техническая проблема, давай инженера сюда.
- Мой биг бос?
- Ага, давай твой бос.
Пока ждём инженера приходит в голову ещё одна мысль. Запитываем гидравлику ещё раз, пробую пошевелить рулями высоты и элеронами. Была надежда что может отказ уйдёт, да и проверить. Рули двигаются нормально, но сигнализация отказа не уходит.
Второй пилот выдаёт ещё более оригинальное предложение:
- Командир, может двигатель запустим, отказ уйдёт?
Тут тонкий момент - кроме работы самих систем на современных самолетах ещё надо представлять себе логику работы сигнализаций. Так вот запуск двигателя сразу на полчаса блокирует сигнализации уровня «статус», поэтому скорее всего отказ уйдёт. Но проблема в том, что этим мы не исправляем дефект, а просто обманываем систему. А авиация уже давно научила быть по возможности быть честным и с собой и окружающими, так что «это не наши методы». Пока над этим думаю, то на ECAS появляется ещё один отказ “Hydraulic left low pressure”. Совсем не хорошо!
К этому моменту под самолёт подъезжает машинка, оттуда выходит инженер, становится под самолётом «на уши».
- Привет, ребята, что у вас там?
Повторяю ему еще раз все наши проблемы. Даже к нашему некоторому удивлению он все неплохо понимает. Но советы выдаёт пока уже те, что и мы сами дошли - выключить-включить гидравлические насосы, двинуть рулями. Но что бы не пререкаться с незнакомым человеком, то послушно повторяем процедуры по его инструкции - вдруг поможет. Нет, не помогло...
- Ребят, тогда я подгоню трап, открывайте двери.
Он протестировал систему со своего пульта, что за вторым пилотом, сказал, что нашёл отказ - каким-то образом разрядилась back-up батарея системы управления (там оказалась ещё одна, отдельная). При чем он сильно удивился, потому что отказ сравнительно редкий, и самолёт то ещё совсем не старый. Но дело было летом, действительно влажно и жарко, самолёт ночь стоял под разгрузкой-погрузкой - мы решили, что что-то там от конденсата что-то не так переключилось.
Ещё больше он удивился, когда полез под пол кабины, в отсек авионики, и оказалось, что батарея всего несколько месяцев отроду, она ну ни как не могла так быстро «сдохнуть». Но что делать - тестирование выдаёт отказ по ней, созвонились с офисом, нашли такую батарею на складе компании в здесь же, Шанхае, сейчас оформят документы и через пару часов подвезут...
Да, когда инженер систему управления тестировал, то опять «выскакивал» отказ по левой гидравлике, но инженер очень убедительно сказал, что это потому что двигатели выключены, а без них давления насосов не хватает, и мы поверили.
Ну а пока доложили о задержке АТС, они нас «порадовали», что раз мы пропускаем своё время по расписанию, то дальше на вылет будет «слот» и задержки с их стороны. Но делать нечего, сидим чай-кофе пьём, благо «грузовик» - пассажиров и кэбин крю нет, волноваться не кому.
Потом из офиса звонят - проблем, по компьютерному учету батарея на складе есть, а физически нет, вроде ее какой-то соседской компании «одолжили», а записать забыли...
Так вот - «мудрая хитрая» мысль, что может там надо просто «дёрнуть» разъём батареи пришла мне ещё с самого начала, когда инженер нам сказал, что батарея новая, и где-то потом я это ему даже озвучил. Но по началу он отказался, мол «у него в манюэле такого нет, так что не будем экспериментировать». Но теперь уже возникла серьёзная угроза «заграундить» нас в Шанхае на день, пока новую батарею не привезут, а самолёт с грузом в такой жаре и влажности стоять не может, надо все разгружать... И он рискнул таки (а может даже и наш инженерный офис одобрил такое решение) - обесточил самолёт, потом выдернул и вставил обратно батарею. И ура, все заработало, отказ ушёл!!!
Мы бодро закрыли двери и запросили запуск. И даже повезло - когда мы вдруг доложили диспетчеру АТС, что мы готовы не через пару часов, а прямо сейчас, то он нас довольно быстро и выпустил.

Но... У нас на пути на базу была ещё посадка в Мумбаи (пути «грузовиков» не предсказуемы, за что их иногда и люблю). Там мы заканчивали работать, компания туда уже прислала другой экипаж, который заменил нас, а мы уже как бы пассажирами, но на этом же самолете летели до Базы.
И вот в Мумбаях мы опять разгрузились-загрузились, коллеги пришли, нас сменили. На грузовике пассажиром вообще классно - все рядом и все в твоём распоряжении, хочешь с коллегами в кабине сиди, хочешь ешь, хочешь спи. Взлетели, я завалился спать в «спальнике», он там сразу за кабиной пилотов. Где-то на эшелоне сквозь сон слышу (ох и чуток же командирский сон в самолете!), что вроде как caution сигнализация пиликнула и второй пилот громко командира с кухни позвал, тот там еду себе готовил. Я выбираться из «спальника» не стал, парни и сами разберутся, а если совсем надо будет, то позовут. Но перед посадкой пришёл в кабину, оказалось у нас левая гидравлика совсем «ушла»...
На Базе полоса более четырёх километров, приземлились без одного реверса - проблем нет. А когда из самолёта вышли, то оказалось, что весь капот левого двигателя в сильных потеках гидравлики.
Я потом эту ситуацию с инженерами обсуждал - многие считают, что на самом деле ещё в Шанхае самолёт «почувствовал» утечку и падения давления в левой системе, но просто сообщение не совсем верное прошло, вот мы и уцепились в «аккумулятор». А потом, через полет, там таки гидравлику прорвало и жидкость вытекла.

Я это все к чему - что вообщем и матчасть знать пилоту нужно конечно, и иногда «применять» знания, но все таки процедуры и документы не менее важны, и даже имеют больший приоритет, чем «самостоятельные ремонты». Сложное оно у нас все сейчас, лучше не химичить ;-)))
Subscribe

  • MH-17 - 5 лет.

    Светлая память погибшим. Я в тот вечер занимался в спортзале, и там один из телевизоров показывал Russia Today. И вот они то сами и рассказали, с…

  • MH-17 update.

    Давно у нас тут политики не было? Ну так я напомню: МН-17 update.…

  • Ночь, самолет, девушка... Часть 2.

    Следующие минут десять вокруг нас развивается классическое для здешних условий грозовое светопреставление. Сначала порывы ветра с пылью и песком,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • MH-17 - 5 лет.

    Светлая память погибшим. Я в тот вечер занимался в спортзале, и там один из телевизоров показывал Russia Today. И вот они то сами и рассказали, с…

  • MH-17 update.

    Давно у нас тут политики не было? Ну так я напомню: МН-17 update.…

  • Ночь, самолет, девушка... Часть 2.

    Следующие минут десять вокруг нас развивается классическое для здешних условий грозовое светопреставление. Сначала порывы ветра с пылью и песком,…