flying_elk (flying_elk) wrote,
flying_elk
flying_elk

Category:

"Бывал ли ты в Брюсселе?..." Немножко мемориз...

Летим на днях в Брюссель. Второй пилот спрашивает:
- А ты в Брюсселе бывал?...




Вроде бы бывал. Но давно и на совсем другом типе самолета и всем устройстве работы другом, так что кажется, что в другой жизни. 14 лет назад на Ан-12 из Киева с моим дорогим сердцу "Antonov Design Bureau"- ADB, под "флагом" МАУ летали Киев "Борисполь" - Брюссель - Киев. Стоянка там пару часов, пока самолет разгружали-загружали, мы успевали съездить в кру-дъютик скупиться и обратно на Киев.
Да, это мы так протяжно и задумчиво гудели часов в 11 вечера прямо над городом. Ан-12 не Ан-22, но гудит тоже здорово, и внутри и издалека снаружи.

Ан-12-ый. О нем уже сказанно-пересказанно. Можно сказать, что самолет второго поколения гражданской авиации, но местами он и до него не дотягивает. Нет, была в нем своя красота и романтика конечно, но минусов, к сожалению было тоже много. Один из минусов был реальный "минус" температуры в кабине - вспоминается зимний вечер над Карпатами, темно-синее небо впереди по курсу, все еще розоватые от снега и солнца горы внизу. Гудят винты, все подрагивает от вибраций. Мы уже пару часов в воздухе на пути из Европы. И вот тут то рама остекления начинает покрываться инеем, да и от всего остального железа внутри кабины тянет таким промозглым холодом высоты... Летные свитера из шерсти и теплые куртки у нас были не просто модными атрибутами летной работы.
Кабина Ан-12 (эти две фотки честно тиснуты с Airliners.net, но прикол в том, что снято это имеено на перроне в Брюсселе и таблички с переводами "метры-футы" и "км/ч-узлы" напечатаны и подписаны мной лично):





Но честно скажу, что сами полеты в Европу, пусть и на Ан-12, тогда были за счастье. Загруженные аэропорты с кучей правил и процедур, о которых читали только в книжках, реальный сложный радиообмен, который тоже слышали только на на учебах, а тут вот оно все применяется на практике. Я с Товарищами конечно же тогда себя считал "настоящими летчиками", а "те на Эйрбасах и Боингах мол только на кнопки нажимают". Но Европа быстро и на практике показала нам, что только уметь крутить штурвал и знать чего-то там из матчасти не достаточно, что бы быть хорошим пилотом в наши дни.

Особенно это было хорошо видно по Командирам. Инструктора, которые нас вводили на Ан-12 и полеты в Европу - те понятно, они параллельно летали Старшими Командирами на "Русланах" по всему Миру, поэтому они знали как надо работать по правилам и в большом экипаже. С обычными же Командирами было разнообразней - были варианты от очень классных, работающих по технологии и знающих правила, и при этом еще и "хорошо крутивших" (пилотировавших), что в конце концов тоже на Ан-12 надо уметь. И что не менее важно было для нас, молодых вторых пилотов, - они не боялись нам доверять и пилотировать и работать вообще.

Саша Татарчук. Он то и был всего на несколько лет старше нас, уже закончил Школу Летчиков-Испытателей, уже летал командиром на Ан-12. Но летал на нем так, как летают на современных двухпилотных и электрических самолетах. "Ты куда хочешь летать? Туда? Хорошо, тогда это твой полет, твой самолет, если будет надо, то я подскажу..." Да и вся остальная работа с экипажем и самолетом - это выглядело, как хороший оркестр - четкие и в нужное время команды, ни кто ни кого не перебивает, все делается правильно. Когда это происходит снежной зимней ночью на перроне какой нибудь Вены, где закопченный трудяга Ан-12 гудит своими четырьмя винтами между шелестящих и блестящих Эйрбасов - это высокий класс! Александр Олегович Евстафеев, Сергей Николаевич Цивак... Светлая Вам память, Командиры!

Были конечно и немного другие варианты. Петрович... Классический советский северный пилотяга. Летать с ним было ... атмосферно и тоже иногда интересно. Прожженный всеми морозами, сигаретами и алкоголем голос, мат-перемат, "наше главное правило - никаких правил!!!". Да, это Петрович "закрутил" визуальный заход в Брюсселе, при параллельных работающих с минимальными интервалами на посадку полосах. Ну не совсем закрутил конечно, мы подходили с юго-востока, а приземляться предстояло на полосу, которая на северной стороне аэродрома. И тут, внезапно, в Европе хорошая погода, аэродром увидели с расстояния в несколько десятков километров и Петрович в один момент с улыбкой Пилота- Камикадзе (в хорошем смысле конечно, типа «полный настрой выполнить задачу любыми методами») отключил автопилот, крутанул штурвал для разворота в сторону аэродрома, и рявкнул бортрадисту «- Скажи мы визуально заходим!» Мы втроем в кабине взмолились «- Петрович, не надо!!!», диспетчер начал гневно выяснять «- АДБ, на какую полосу заходите???» И тот же Петрович не взирая на все градиенты набора и процедуры уменьшения шума убирал закрылки по советскому РЛЭ сразу после набора 120 метров высоты. А Ан-12 при уборке закрылков даже с небольшой загрузкой переходит практически в горизонтальный полет, да еще и характерно опускает нос. В Брюсселе по курсу взлета с полосы 25 "правая" есть собор, ох и высокий у него шпиль... Конечно же в Компанию приходила потом "телега" от аэропорта за нарушение шумовых норм, Петрович матерился еще больше. Вобщем такие Командиры нам хорошо показывали как ... не надо летать.
Хотя и у Петровича можно было чему-то хорошему научиться: однажды как-то зимним вечером в наборе из Брюсселя мы поймали сильный разряд статического электричества. Медленно набирали между густыми слоями облачности и вдруг как бабахнуло! Очень сильно, громко, шестидесятитонный Ан-12 аж вздрогнул чувствительно, автопилот выбило. В кабине сильно запахло паленной проводкой, оч-ч-чень неприятно. Стандартный callout (команда) Петровича по определению причин отказа, поиск возможностей его устранения и заодно психологическая мобилизация всех ресурсов экипажа: "Бл.дь!!! Что это бл.дь на х. за х..ня?!!!"
Из всех приборов и оборудования у нас "уцелела" одна радиостанция и жпс-ка у штурмана. Благо диспетчера, когда мы им сообщили о наших проблемах, дали нам курс с центра Европы прямо на Точку четвертого разворота Борисполя - три часа по прямой, пересекая границы минимум пяти государств - "Евроконтроль" работает! Ну так вот, после всей этой встряски Петрович первым пришел в себя - настоящий Командир! Оценил обстановку: "Сука! Хорошо, что винты на х. не поотпадали!" Успокоился: "В этой х.не нашей вины нет, значит телегу не пришлют." Огни Праги мы уже пролетали под любимую "горизонтально-эшелонную" песню Петровича "э-э-э-х, двурогая Луна..."...

Так что сложный это вопрос - был ли я в Брюсселе? За время отведенное на брифинг можно и не уложиться, да еще и эмоции отвлекать будут. Сказал, что "нет, не был, давай готовиться..."

А потом уже, в полете, вдруг вспомнилось, что когда-то на снижении на Брюссель нас очень красиво обогнал Боинг-777 "Eva Air". Появился сзади на TCAS-е (да, у нас самолет тоже был оборудован!), а потом повис прямо над кабиной. Большой и красивый, блеснул мне прямо в камеру солнечными бликами. Мог ли я себе представить тогда, что через 14 лет я сам приведу сюда такой же???



Ну и раз уже вспомнилось, то вот немножко фотопруфа, что да, это таки было:
Наш Ан-12 "отдыхает" под загрузкой-погрузкой как раз на грузовом перроне в Брюсселе.







Встреча разных поколений:





Некоторое время думал, но все-же решил пойти против своих правил и "засветить" таки Петровича. Вот Он выруливает нас куда-то. В кресле Бортинженера Тарас Б.:



P.S. Перечитал, понял, что часть этих воспоминаний тут в жж уже было. Прошу прощения за повтор, но с этим полетом на Брюссель как-то вдруг все вместе вспомнилось.
Tags: Ан-12 Брюссель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →