flying_elk (flying_elk) wrote,
flying_elk
flying_elk

Categories:

Современный пилот ГА. Немного о психологии и "наших" пилотах.

Як завжди, цей пост читають тількі ті, хто любить свою Батьківщину.

no title
Картинка для заставки "из прошлой жизни" - фото не мое, но зато я "в нем". За кадр Спасибо Василию Кобе.



Те, кто меня знают-читают давно, то помнят наверное, что я придерживаюсь позиции, что не стоит делить пилотов по нациям. Так вот - все таки не прав я был! Правильнее наверное будет, что "в идеале пилоты из любой страны на современных самолетах должны работать одинаково". И конечно по прежднему твердо убежден, что "в каждой нации есть хорошие и плохие люди и специалисты".
Но реально конечно да, мы - пилоты, живые люди и у каждого свое личное и общенациональное таки есть. Сразу скажу, что не всегда это плохо, наше "человеческое" - собственно поэтому мы в кабинах до сих пор и сидим, и еще достаточно долгое время будем. Но сегодня о негативной стороне "человеческого" и тем более, нашего национального "восточно-Европейского, постсоветского и т.д."
Да, еще объясню "с чего бы я о "нашем" негативном?" - если ты определил слабые места, свои или чужие, то это уже большая часть того, что сумеешь их преодолеть.

Вообщем случается мне участвовать во всяких интересных тренингах, на которых Инструктора много обращают внимание на то, как действовать в сложных ситуациях в полете, как принимаются комплексные решения и так далее. Ну и лезут в самые глубокие глубины человеческой психики и души (это многие из них ох как умеют ;-). Не так давно "гонял" меня Инструктор на тренажере по сценарию: Европа, зима, погода везде на пределе, идет снег, а мне надо перегнать самолет с дефектом приводящем к No Autoland из Женевы в Цюрих. Там то и лету менее получаса. Запасным был так-же недалекий Мюнхен. Короткие полеты на больших самолетах на самом деле очень нетривиальная задача - времени мало, топлива тоже, а успеть сделать надо все тоже, что и на длинных перелетах. В жизни на такие полеты я стараюсь брать побольше запас топлива (был как-то веселый, но не очень приятный опыт на А-320), но тут Инструктор конечно же не дал это сделать. Потом он поторопил меня с вылетом, не дав времени спокойно разобраться с погодой не только на трех аэродромах "вылет-назначения-запасной", а и вобще в округе. А как только мы взлетели, то погода везде начала уходить ниже минимума, аэродромы закрываться чисткой полосы, начались задержки на заходы. В Европе аэродромов вроде полно, но далеко не везде можно приткнуть "три топора". И в итоге через час напряженных летаний между всеми тремя аэродромами, и обсуждением еще нескольких, пришлось садиться с 20 минутным остатком в Базеле. Там сказалось и общее напряжение и малый остаток топлива - я "купился" и попросил заход "с прямой". В итоге получился заход по минимуму по неточной системе, с сильным попутным ветром и на короткую заснеженную полосу. Конечно я "ткнул" самолет в "торец", и с максимальными реверсами и тормозами, остановился в пределах полосы, но сам понимал, что это уже "Африканские методы", а не "цивилизованное летание". Ну и тут то конечно Инструктор по мне и прошелся по полной. Начал с того, что крайний заход "с прямой", на котором пришлось очень сильно напрячься и все равно поднарушить несколько ограничений, я мог вполне заменить на заход с другой стороны, где был встречный ветер и ILS. И стоило бы это мне максимум еще пять минут полета, но зато посадка была бы гарантированной и комфортной. В том же варианте, который выбрал я, по нормальным правилам надо бы было уходить на второй круг и начинать все сначала, что стоило бы мне и еще больше времени и главное гораздо больше топлива.
А потом выдал вот такой спич:

"Май янг Фриенд, что не совсем все хорошо сегодня получилось? Не доволен?! Ну так я ж тебе легкой жизни и не обещал, и специально тебя туда загнал! С техническими деталями ты и сам разберешся, не маленький уже. Но хочу обратить твое внимание на твою психологию принятия решения и его исполнение после.
Вы, пилоты из Восточной Европы, в своем большинстве хорошие ребята. И по-человечески и профессионально. Хорошая у вас подготовка, и общая и авиационная, летаете смело и сильно. Даже сложные задачи решаете быстро. Но, это как раз вас и подводит! Вы не всегда успеваете собрать всю необходимую информацию о ситуации, а сразу торопитесь с решением.
И даже более того - часто вы еще и слишком умные. Там где надо просто внимательно и не спеша принять информацию, то вы часть успеваете принять, а часть уже додумать. Это хорошо конечно, что вы летите далеко впереди самолета, но не улетайте слишком далеко. Иногда важно просто принять всю информацию здесь и сейчас. И тогда это чертово решение найдется само собой!
И еще - из-за того, что вы умные и думаете далеко и быстро, то когда вы приняли решение, то вам сложно потом его изменить. Ситуация меняется, появляются новые вводные, но вы уже летите далеко по своему придуманному плану. И опять таки - вместо того, что бы притормозить и подумать, что изменилось, и что теперь не так, вы успеваете обдумать и себе придумать что-то свое.
Это очень хорошо, что вы думаете! Но иногда делайте это чуть медленнее..."

И елки-палки, "только мой бледнолицый друг мог наступить ... много раз на одни и те же грабли", ведь я не первый раз уже это слышу. Первый раз было лет десять назад, когда на первых занятиях по CRM в "не нашей" Компании, мы изучали процесс передачи-приема информации между человеками. Была схемка, на которой один собирает факты, потом их обрабатывает, и передает другому. А тот должен эти факты принять, разобрать и исполнить действие. Я тогда Инструктору говорю: "У вас тут ошибка, Принимающий должен сначала их оценить информацию и выразить свое мнение!!!" (Это кстати был тот самый случай - я точно помню, что подумал: "я ж Пилот, целый Авиа-Университет закончил, а этот Инструктор из бортпроводников сюда пробился и не понимает о чем нам рассказывает..." Но такого я ему конечно не говорил ;-) )
Посмотрел на меня Инструктор долго, а потом говорит: "Нет, Вы не правы! Не вы первый так думаете. Но суть в том, что цикл передачи информации состоит из "передал-принял". И он должен быть завершен! Если у вас есть какие-то свои факты, то вы потом начнете новый цикл передачи информации. Но пока задача принимающей стороны просто качественно принять информацию и превратить ее в действие, если необходимо. А вы, сразу начиная оценивать информацию, и тем более выражая обратно свое мнение сразу, нарушаете ее передачу, возможно блокируете ее часть. И тем самым вобще разрушаете весь процесс передачи!!!"

Сколько раз я потом понимал, что Он был прав. Бывает работаешь с Коллегой, вроде грамотный, говорит и делает все правильно. И быстро! Но оно все постоянно не попадает на наш общий процесс полета, и все постоянно идет не так. И только приоткрываешь рот, что-бы сказать ему об этом, как он уже отвечает "да, я знаю!" И после этого больше говорить ему ни чего не хочется...

Вобщем вот такая интересная штука - психология человека. А в Авиации особенно.

Спокойного всем нам неба!
Tags: психология принятие решения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments