flying_elk (flying_elk) wrote,
flying_elk
flying_elk

Categories:

Современный пилот га. Маленький разбор "горячего" полета.

Вот не люблю осуждать своих коллег, но тут все-же прийдется. Пусть не так что-бы их поругать, но самому поучиться и с другими поделиться.

Случайно увидел ссылку в и-нете:






Честно говоря шокирующе неприятное видео. Самолет стоит, сильно горит, пассажиры и экипаж спокойно перебывают на борту. То, что "спокойно", это хорошо конечно, потому что практика показывает, что в таких случаях часто начинается еще более опасная паника. Но то что "на борту" - WTF???
Конечно знаем мы пока не много, но то, что знаем: через 2+ часа после вылета из Сингапура обнаружилась утечка топлива (в других источниках говорят, что масла, но по многим признакам на это не похоже). Экипаж принял решение на возврат в Сингапур. Перед посадкой, для уменьшения массы слили лишнее топливо. Ситуация аварийной не объявлялась, помощь наземных служб не запрашивалась. После посадки, уже на малой скорости, вытекавшее топливо загорелось. И несколько долгих минут активно горело. Хорошо, что Changi серьезный аэропорт и пожарные таки приехали быстро и много и смогли все это потушить до того как...

На мой скромный взгляд:
- если в самолете идет утечка топлива или гидравлики, то не стоит летать слишком долго. Ситуация конечно еще не пожар, но потенциально очень близка к этому. Течь топлива может даже визуально выглядеть безопасно (например из крыльевых баков), но где гарантия, что какая-то часть топлива не остается "внутри" самолета и не потечет в ближайшее время на какие-то "горячие агрегаты" (тот же пилон двигателя, блоки кондиционирования, электропроводка...)??? Поэтому очень желательна посадка на ближайшем возможном аэродроме. Конкретно в этом случае они пролетали мимо Куала-Лумпура как раз за 40 минут до посадки в Сингапуре. Конечно понятно желание экипажа и компании вернуть самолет "на базу", но стоило ли оно того???
- не к данному случаю, но из общего опыта - с утечкой топлива требуется гораздо дальше обходить грозовую облачность. Разряд молнии в пары керосина - может получиться большой "Ба-бах..." :-((((
- по видео не понятно, поэтому речь не о Сингапурцах, но просто напомню, что после посадок с утечкой топлива не рекомендуется пользоваться реверсом. Реверс сильно разворачивает ход потоков воздуха возле двигателя и крыла, что может привести к возгоранию текущего топлива и "раздуванию" пожара под крылом. Тормоза лучше кстати тоже сильно не греть, поэтому посадка на длинную полосу и пробег с минимальным торможением;
- встреча самолета с утечкой топлива пожарной машиной - must have! После посадки, особенно если утечка была серьезной, то остановка прямо на полосе, переход на прямую связь с пожарными, запрос "у нас там ни чего не горит, не течет сильно?... Нет? Хорошо, спасибо, сопровождайте нас пожалуйста до стоянки и до высадки пассажиров." И если что-то пойдет не так, то не будет потерянно несколько драгоценных минут пока пожарные подъедут и развернутся;
- перебывание пассажиров и экипажа в самолете, когда он уже так сильно горит - это очень не правильно. Современные самолеты выглядят массивно и надежно, но в случае пожара, дюраль из которого они сделаны, прогорает в течении секунд и сам хорошо горит при высоких температурах. Еще раз повторюсь - "Сингапурцам" просто очень сильно повезло, что пожарные прибыли быстро и много, что ветер был не в сторону фюзеляжа, что дым и огонь не проникли в салон раньше, чем их сбили, что не взорвался бак в крыле в конце концов... Ситуация в течении секунд могла перейти из вполне благополучной к катастрофической!
- Да, за крайние пару лет на "большом" к emergency evacuation научили относиться осторожно - в ней тоже много своих рисков. Но если в самолете или в непосредственной близости возле него развивается активный пожар или любая другая серьезная угроза, то тут уже не чего стесняться и ждать...

P.S. Не так давно пришлось отвечать на вопросы Коллеги по вот этому случаю в "знакомой" компании:



Экипаж тут конечно проявил выдержку и расчетливое холоднокровие, сначала увидев пожар по камере (на 777-300 стоят камеры, которые передают в кабину изображение стоек шасси и соответственно видны двигатели и части крыльев, в принципе они предназначены для контроля руления, но часто используются и для "посмотреть на свой самолет снаружи-сзади"), а потом и получив подтверждение о пожаре с "вышки". Но все таки есть очень большая разница - они понимали, что у них горит что-то в горячей части двигателя, пламя было не большим и оно не распространялось. В ситуации в Сингапуре все было гораздо хуже...

Вобщем учиться, учиться и думать.
Спокойного всем неба!
Tags: Утечка топлива пожар Сингапур
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments