flying_elk (flying_elk) wrote,
flying_elk
flying_elk

Category:

Аэроклуб. Еще чуть-чуть мемориз...

Конец мая в пустыне уже совсем не веселая погода с жарой за сорок и пылью. Но тем веселее вспоминается май в Аэроклубе - время больших полетов. Под хорошее настроение история про "болтик заподлицо-заподлецо".


Кода то давным давно начал я свою карьеру в Авиации, пытаясь ломать и чинить самолёты. Работа была не пыльная, но иногда очень даже маслянная - техник по СиД аэроплана Вильга-35 в Аэроклубе.


Фото Сергей Попсуевич. Как раз моя "Девяточка" на "Чайке", но еще за пару лет до описыввемых событий.

Как то случился у нас "большой ремонт".
Причина ремонта собственно стоит быть отдельно рассказанной: одним из "моих самолётов" (матчасть, которая была за мной официально закреплена, ну или я за ней), был довольно старенький самолёт с бортовым номером 09. За год до того, когда нас ещё на стоянку допускали только самолеты от масла помыть, у "девятки" совсем "сдох" движок. И тогда движок ей поменяли, поставив двигатель после капремонта в Шауляе. Отремонтировали его там классно - "Девятка" стала "тянуть и рвать как зверь", и как потом оказалось даже более.
Примерно через год, на обычных полетах на аэроклубовском аэродроме под Киевом "Бузовой", Лётчик-Инструктор 3-его экипажа Владимир Константинович Сергиенко, очень спокойный и добродушный Человек, заруливалив самолёт на стоянку после полётов, пожаловался, что "ты наверное, молодой маслопузый, капоты плохо закрыл - я на взлёте даю газ, а они поднимаются, так что в мотор заглянуть можно..."
Наше дело телячье техническое - получил замечание - исправь. На следующий день я капоты закрыл "с особым пристрастием", но после полётов история повторилась, разве что Владимир Константинович добавил пару крепких слов, внятно и доходчиво указав на мои слабые навыки по закрытию капотов. Я возразил, что что-что, но хотя-бы капоты я закрывать за год научился. Возникло предложение "погазовать", что мы сразу и сделали. Сначала с закрытыми капотами, подтвердив их странное поведение, потом со снятыми. И тут то выяснилось, что капоты "плавали" вместе со всем двигателем... Новый, слишком резвый движок, "порвал" таки даже сам себя, вернее свою мотораму. Двигатель на " Вильге" крепиться к первому шпангоуту фюзеляжа на четырёх узлах крепления, и вот нижний правый правый узел и разрушился. При чем хитрость была в том, что в выключенном состоянии, когда техник нормально осматривает двигатель и его крепление, это было не заметно - масса двигателя давила на узел сверху и трещина закрывалась. А вот когда даешь газ на взлете, винт начинал тянуть движок вверх-вперед и тут то все и начинало гулять.

Отремонтировать такое в полевых условиях "Бузовой" было малореально и тогда через пару дней, все тот же невозмутимый Сергиенко перегнал нам "Девятку" с "Бузовой" на "Чайку". Единственное, что, обычно нас легко брали на такие перелеты и даже давали летать во всю - собственно там я свой налет, необходимый для первоначалки и заработал. Но в тот раз Владимир Константинович заботливо послал нас на три буквы, честно сказав, что "если что, то я сам..." (реально это тот самый случай, когда в матерном посыле заботы было гораздо больше, чем в самом любовном послании).

На "Чайке" для замены этого узла поупражняться пришлось по полной - надо было расклепать, а потом склепать обратно нижний силовой узел на первом шпангоуте. Для этого надо было снять сам движок и здорово разобрать всю носовую часть самолета. А потом, когда народный умелец, один из наших техников, совершил "поклеп", то собрать это все обратно.
И вот лежим мы значит с Товарищем в неприличных позах в кабине, собираем систему управления, собственно ставим на место РУС - ручку управления самолётом. Ничего серьезного, но и приятного мало - под приборной доской парой десятков винтиков надо сначала прикрутить "пост управления" - эдакую парукилограмовую неудобную металическую коробку, потом присоединить к ней тяги управления, потом накрыть все это панелью полика, прикрутить опять таки парой десятков винтиков его и потом сверху наконец воткнуть во все это дело РУС.
Винитики небольшие, но неудобные, доступ никакой, лежим мы вверх ногами и задами уже не первый час. Прикрутили "коробочку", начинаем прикручивать "полик". В одном из мест "полик" должен зайти под другую какую то ... панель (к этому моменту у нас все называется непечатными словами), но перед этим там быть намертво прикрученным как раз таки винтиком со головкой "заподлицо".
Легким движением руки лезем в коробку с винтиками и ... Легким движением руки лезем ... Оказывается, что именно такого винтика "заподлицо" ни фига нет. Самолёт мы разбирали больше месяца назад, вперемешку со своими полетами и иногда даже не совсем мы, и где теперь что х.з.
Принимаю "хитро-мудрое" решение - закрутить туда болтик с обычной головкой, а потом её слегка подпилить напильником, что бы панель сверху хорошо легла. "Следите за Стахановским движением!!!"
Товарищ шутит: - спилишь винтик заподлицо - будет кому то потом "ещё то заподлецо". Но когда тебе двадцать лет и очень хочется сейчас успеть на полеты, то кого волнует "потом"?!
Закручиваю, спиливаю, прикладываю панельку сверху - шарман!!! Только успеваю полюбоваться содеянным...
- Ты-ды-щ-щ!!! - как бы сказал мой Сынуля сейчас. Предавшись наслаждению я сам (!!!) зацепляю лежавший рядом гаечный ключик 10х12 и он падает ... во все ещё неприкрытые ни чем внутренности "поста управления". Оставить гаечный ключ внутри системы управления - ... не по феншую, совсем. Пытаемся его высмотреть-выловить через верх - фигушки! Надо все разбирать опять, снимать "пост" и открывать его нижнюю панель... А винтик закручен "заподлецо". И дрелью туда ни как. Ох потом и ... повеселились мы.

Через пару дней я сильно траванулся парами бензина, ставя поплавки в топливные баки. Вроде ерунда - полежал пару часов на крыле, пытаясь в открытой горловине бака нащупать "как оно работает и как это собрать". А добравшись к вечеру домой, вдруг цветные круги в глазах и выворачивало так, что казалось внутренности из под желудка наружу повыходят.

После того "оверхоула" с Товарищем хотели объявление в газету подавать: "два молодых авиатехника ищут работу, интим и тяжелые формы ТО не предлагать".

Вобщем Мир-Труд-Май - > Полеты.

no title

P.S. Товарищ, с которым тогда "вверх задами торчали", сейчас Командир - Наставник в МАУ, Джамалу недавно из Стокгольма привез ;-)
Tags: аэроклуб "Вильга"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments