?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Конец мая в пустыне уже совсем не веселая погода с жарой за сорок и пылью. Но тем веселее вспоминается май в Аэроклубе - время больших полетов. Под хорошее настроение история про "болтик заподлицо-заподлецо".


Кода то давным давно начал я свою карьеру в Авиации, пытаясь ломать и чинить самолёты. Работа была не пыльная, но иногда очень даже маслянная - техник по СиД аэроплана Вильга-35 в Аэроклубе.


Фото Сергей Попсуевич. Как раз моя "Девяточка" на "Чайке", но еще за пару лет до описыввемых событий.

Как то случился у нас "большой ремонт".
Причина ремонта собственно стоит быть отдельно рассказанной: одним из "моих самолётов" (матчасть, которая была за мной официально закреплена, ну или я за ней), был довольно старенький самолёт с бортовым номером 09. За год до того, когда нас ещё на стоянку допускали только самолеты от масла помыть, у "девятки" совсем "сдох" движок. И тогда движок ей поменяли, поставив двигатель после капремонта в Шауляе. Отремонтировали его там классно - "Девятка" стала "тянуть и рвать как зверь", и как потом оказалось даже более.
Примерно через год, на обычных полетах на аэроклубовском аэродроме под Киевом "Бузовой", Лётчик-Инструктор 3-его экипажа Владимир Константинович Сергиенко, очень спокойный и добродушный Человек, заруливалив самолёт на стоянку после полётов, пожаловался, что "ты наверное, молодой маслопузый, капоты плохо закрыл - я на взлёте даю газ, а они поднимаются, так что в мотор заглянуть можно..."
Наше дело телячье техническое - получил замечание - исправь. На следующий день я капоты закрыл "с особым пристрастием", но после полётов история повторилась, разве что Владимир Константинович добавил пару крепких слов, внятно и доходчиво указав на мои слабые навыки по закрытию капотов. Я возразил, что что-что, но хотя-бы капоты я закрывать за год научился. Возникло предложение "погазовать", что мы сразу и сделали. Сначала с закрытыми капотами, подтвердив их странное поведение, потом со снятыми. И тут то выяснилось, что капоты "плавали" вместе со всем двигателем... Новый, слишком резвый движок, "порвал" таки даже сам себя, вернее свою мотораму. Двигатель на " Вильге" крепиться к первому шпангоуту фюзеляжа на четырёх узлах крепления, и вот нижний правый правый узел и разрушился. При чем хитрость была в том, что в выключенном состоянии, когда техник нормально осматривает двигатель и его крепление, это было не заметно - масса двигателя давила на узел сверху и трещина закрывалась. А вот когда даешь газ на взлете, винт начинал тянуть движок вверх-вперед и тут то все и начинало гулять.

Отремонтировать такое в полевых условиях "Бузовой" было малореально и тогда через пару дней, все тот же невозмутимый Сергиенко перегнал нам "Девятку" с "Бузовой" на "Чайку". Единственное, что, обычно нас легко брали на такие перелеты и даже давали летать во всю - собственно там я свой налет, необходимый для первоначалки и заработал. Но в тот раз Владимир Константинович заботливо послал нас на три буквы, честно сказав, что "если что, то я сам..." (реально это тот самый случай, когда в матерном посыле заботы было гораздо больше, чем в самом любовном послании).

На "Чайке" для замены этого узла поупражняться пришлось по полной - надо было расклепать, а потом склепать обратно нижний силовой узел на первом шпангоуте. Для этого надо было снять сам движок и здорово разобрать всю носовую часть самолета. А потом, когда народный умелец, один из наших техников, совершил "поклеп", то собрать это все обратно.
И вот лежим мы значит с Товарищем в неприличных позах в кабине, собираем систему управления, собственно ставим на место РУС - ручку управления самолётом. Ничего серьезного, но и приятного мало - под приборной доской парой десятков винтиков надо сначала прикрутить "пост управления" - эдакую парукилограмовую неудобную металическую коробку, потом присоединить к ней тяги управления, потом накрыть все это панелью полика, прикрутить опять таки парой десятков винтиков его и потом сверху наконец воткнуть во все это дело РУС.
Винитики небольшие, но неудобные, доступ никакой, лежим мы вверх ногами и задами уже не первый час. Прикрутили "коробочку", начинаем прикручивать "полик". В одном из мест "полик" должен зайти под другую какую то ... панель (к этому моменту у нас все называется непечатными словами), но перед этим там быть намертво прикрученным как раз таки винтиком со головкой "заподлицо".
Легким движением руки лезем в коробку с винтиками и ... Легким движением руки лезем ... Оказывается, что именно такого винтика "заподлицо" ни фига нет. Самолёт мы разбирали больше месяца назад, вперемешку со своими полетами и иногда даже не совсем мы, и где теперь что х.з.
Принимаю "хитро-мудрое" решение - закрутить туда болтик с обычной головкой, а потом её слегка подпилить напильником, что бы панель сверху хорошо легла. "Следите за Стахановским движением!!!"
Товарищ шутит: - спилишь винтик заподлицо - будет кому то потом "ещё то заподлецо". Но когда тебе двадцать лет и очень хочется сейчас успеть на полеты, то кого волнует "потом"?!
Закручиваю, спиливаю, прикладываю панельку сверху - шарман!!! Только успеваю полюбоваться содеянным...
- Ты-ды-щ-щ!!! - как бы сказал мой Сынуля сейчас. Предавшись наслаждению я сам (!!!) зацепляю лежавший рядом гаечный ключик 10х12 и он падает ... во все ещё неприкрытые ни чем внутренности "поста управления". Оставить гаечный ключ внутри системы управления - ... не по феншую, совсем. Пытаемся его высмотреть-выловить через верх - фигушки! Надо все разбирать опять, снимать "пост" и открывать его нижнюю панель... А винтик закручен "заподлецо". И дрелью туда ни как. Ох потом и ... повеселились мы.

Через пару дней я сильно траванулся парами бензина, ставя поплавки в топливные баки. Вроде ерунда - полежал пару часов на крыле, пытаясь в открытой горловине бака нащупать "как оно работает и как это собрать". А добравшись к вечеру домой, вдруг цветные круги в глазах и выворачивало так, что казалось внутренности из под желудка наружу повыходят.

После того "оверхоула" с Товарищем хотели объявление в газету подавать: "два молодых авиатехника ищут работу, интим и тяжелые формы ТО не предлагать".

Вобщем Мир-Труд-Май - > Полеты.

no title

P.S. Товарищ, с которым тогда "вверх задами торчали", сейчас Командир - Наставник в МАУ, Джамалу недавно из Стокгольма привез ;-)

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
morchich
Jun. 1st, 2016 09:38 pm (UTC)
заподлецо) у меня так пару месяцев уроненый в внутренности бульдозера телефон ездил, пока тот на ремонт не отправился со снятием брони. Обычно такие ремонты с бонусами, тянущими на полноценный набор инструмента)
mmurpl
Jun. 1st, 2016 09:58 pm (UTC)
Аэроклуб
Вот интересно, такой маленький самолетик, а сколько хлопот! Месяц назад побывала на Ретро выставке автомобилей в Музее авиации в Киеве, по другую сторону аэропорта Жуляны... Тьма народа, авто, самолетов-куда смотреть? Вашего самолета не видела.. Фото при этом снимать было сложно, потом как-то пристроилась , а тут разрядилась фототехника...А в общем понравилось!
kruzzik
Jun. 1st, 2016 10:38 pm (UTC)
Здорово!
ppk_ptichkin
Jun. 2nd, 2016 12:15 am (UTC)
:)

На Боинге инструмент сборщикам выдают счётом. Вот действие, которое надо совершить, вот необходимый инструмент. Совершил действие, сдай инструмент.

Мне рассказывали, что слесари-сборщики чуть революцию не устроили, когда это вводили.
antontretiakov
Jun. 2nd, 2016 01:16 am (UTC)
Какой чудный слог! :) Спасибо, посмеялся :) Что называется, ждём продолжений :)
alykel_hater
Jun. 2nd, 2016 04:44 am (UTC)
Спасибо!
Еще раз осознал - в какой дыре вырос. Только сейчас узнаю что существовали такие "прелести" как аэроклуб.
jenykmel
Jun. 30th, 2016 04:49 pm (UTC)
Да вроде прыгали какие-то с Ан-2 на "Заполярник", году в 92-м-93-м...
alykel_hater
Jun. 30th, 2016 05:01 pm (UTC)
Был клуб парашютистов. Но полноценного, то не было.
Losth Art
Jun. 2nd, 2016 07:13 am (UTC)
Чудовий матеріал. Дякую за спогади!
clown_a330
Jun. 2nd, 2016 08:41 am (UTC)
Шикарно!!!
ppk_ptichkin
Jun. 5th, 2016 06:15 pm (UTC)
Off topic - знакомая девушка спрашивает, как сейчас выглядят украинские авиалинии - м.б., вы что-то знаете по старой памяти? Спасибо заранее.

(update)

Спасибо большое!

(Анна девушка правильная - про "всё не так" я от неё никогда не слышал :) )

Edited at 2016-06-06 02:08 pm (UTC)
br5s
Jun. 8th, 2016 01:35 pm (UTC)
Два планера в потоке - красотаааааа ну просто ощутимая )))
br5s
Jun. 8th, 2016 01:44 pm (UTC)
А в плане описанной проблемы - наука так далеко шагнула, вот с таким девайсом теперь всё на много проще "вылавливать"
https://www.amazon.com/Flex-Cable-4-Finger-Retriever-Pro-Tools/dp/B006ZEOXJY/191-0395372-9976210?ie=UTF8&*Version*=1&*entries*=0
twilight_sun
Jul. 20th, 2016 07:18 am (UTC)
и на Бузовой и на Чайке прыгал, все эти вильги видел со стороны. А тут такой "взгляд изнутри". Интересно.
tim5000
Jul. 26th, 2016 07:38 am (UTC)
Очень интересно:-) спасибо! На Чайке многие пилоты начинали, из моих знакомых.
nikolovan
Sep. 23rd, 2017 06:25 am (UTC)

Доброго времени суток. Вчера аж про сон забыл как зачитался. Читал пока телефон не сел.
Простите за глупый вопрос, что такое Джамала?

( 16 comments — Leave a comment )

Profile

flying_elk
flying_elk

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel