flying_elk (flying_elk) wrote,
flying_elk
flying_elk

Category:

Современный пилот ГА. Снова о Пилотах и автопилотах...

Во-вторых попалось на глаза обсуждение статьи из каких-то российских авиановостей на фейсбуке, а во-первых недавно получил письмо от Коллеги с похожими вопросами. В принципе я уже много писал и здесь и в других жж на эту тему, но теперь постараюсь ответить покороче и более конкретно.



Собственно статья: http://www.shpls.org/press/news/598/view/
Само название статьи "Авиация Линдберга и Чкалова уходит в прошлое" мне уже о многом говорит. Извините, но Автор, при всем большом уважении к возрасту и опыту, но не совсем понял что Гражданская Авиация летает не просто для того, что бы жужжать в воздухе, но для того что-бы перевозить Пассажиров, грузы, ну или делать какую-то работу в небе. И делать это безопасно, эффективно, то есть за разумные средства, быстро и вовремя. И поэтому захотелось спросить у Автора "А Вы то сами согласны быть пассажиром в авиации времен Линдберга и Чкалова?!" Неделями сидеть где-то ожидая погоды, исправного самолета и просто хорошего настроения у всех участников процесса? А потом много часов трястись в шумных и холодных кабинах тогдашних аэропланов с высокими шансами не долететь ни куда в принципе по самым разным причинам. И платя при этом за билет как за очень дорогое удовольствие? Может конечно единицы таких пассажиров найдутся, но большая часть из тех многих миллионов путешествующих по воздуху ежедневно, предпочтут явно Авиацию сегодняшнюю.
И я не вижу в этом большой беды. Да, в сегодняшних полетах меньше романтики "ветер в лицо и тяжелый штурвал в руках", но более чем хватает романтики "красивые решения, полеты в сложных условиях, но аккуратно и вовремя и в конце концов управление тяжелым самолетом теми или иными способами". Меняется время, меняются и условия, но по-моему сопротивляться этому глупо.

И вот тут то как раз получается переход к вопросам моего чуть менее опытного Коллеги: "как Вы все таки относитесь к полетам на современном самолете отключая всю автоматику? А то мне показалось, что не очень?... ;-)"

Мое мнение на эту тему за крайние пару лет только укрепилось:
1. Любой Пилот современного гражданского самолета при необходимости должен уметь управлять самолетом без всякой автоматики и на любом этапе полета. Любой Пилот - это начиная со Вторых Пилотов-стажеров и далее на любом уровне. Управлять - это значит не допустить непоправимых последствий для исхода полета и потом совершить посадку пользуясь штурвалом-педалями, управлением двигателями и минимальным базовым комплектом приборов.
Но это все только "при необходимости". Если же таковой нет то Пилот может отключать "автоматизацию"...

2. - для собственного удовольствия - извините не согласные Коллеги, но я почему то думаю, что не имеем мы права осознанно повышать риск для нескольких десятков, а то и сотен людей. Летать "чисто для удовольствия" можно и нужно, но в аэроклубах, тренажерах, симуляторах и т.д.
- для влетанности и натренированности - это конечно аргумент! Но тренироваться "на живом самолете" с живыми же людьми, особенно когда Коллеги говорят "полетаю сегодня на руках, а то завтра на тренажер" - ну опять не правильно это! Я уже где-то приводил этот пример: если человек приходит на операцию в клинику, выбирая ее именно потому что там кроме всего прочего и хорошее оборудование, а доктор ему говорит, "что мы сегодня вас на улице обычным ножом будем резать - потренируемся на случай войны или стихийных бедствий", то что ему ответят???
Но конечно в плане "ручных полетов" для натренированности должен быть разумный компромис. При чем он еще и зависит от специфики работы авиакомпании - например одна моя "знакомая" Компания работает примерно в одном регионе, где приходится больше летать по знакомым, но плохооборудованным, да еще и иногда сложным аэродромам, то поэтому там считалось правильней поддерживать своих пилотов "влетанными на руках". Другая же Компания имеет немного больший регион полетов, сами полеты сложнее, самолеты побольше, поэтому там делать ставку на "ручное" пилотирование не хотят. Это заменяется более аккуратным принятием решений и большим объемом тренировок на тренажере - там точно стоит заниматься ручным пилотированием "по максимуму". То есть конкретному Пилоту следует все таки придерживаться тех стандартов, которые использует его Компания - и жизнь всех станет легче и веселей ;-)

- подчеркну, что для тренировки молодых пилотов все же ручное пилотирование "на живом" самолете тоже является незаменимым. Оно вырабатывает и укрепляет даже не столько навыки, а хотя бы простую уверенность, что при необходимости самолет летает без автопилота и он, Пилот, с этим справится. Но такие полеты выполняются с Инструкторами, которые и более опытны и подготовленны и условия выбираются для тренировки соответствующие.

3. Еще раз отмечу, что это совсем не значит призывом к посадкам на автомате, потому что там тоже есть свои тонкости. Но просто автопилот во многих случаях разумней отключать тогда, когда оба пилота уже закончили свои остальные операции и процедуры внутри кабины, самолет подготовлен к посадке, получено разрешение и так далее. В такой обстановке и пилотирующий может именно заниматься пилотированием и мониторящий может его спокойно мониторить, не пропуская прочих своих задач.


Характерно, что в тех же "вопросах от Коллеги" сразу задавался и следующий вопрос "Командиры не разрешают отключать автопилот раньше времени и вообще настаивают на подходу к снижению более консервативному, заранее гася скорость и выпускаясь, хотя у меня получается все динамично красиво... Вот что с этим делать???"
К сожалению, иногда даже для меня, но ответ все тот же: "Командир, настаивающий на более безопасном варианте полета, всегда прав. Если кажется, что Он не прав, то смотри пункт первый."
Да, мы разные Люди и Пилоты, у кого-то чуть крепче нервы и шире зона "рабочего комфорта", у кого-то уже. Но вобщем пока мы Экипаж, то мы работаем "на" Командира и его задачу "безопасно долететь из А в Б...". Когда мы станем Командирами, то будем работать, как посчитаем нужным.
Но ... есть способ все таки упростить жизнь и себе и Командиру в такой ситуации. Ничего нового - банально если Вы хотите что-то сделать, то это стоит заранее озвучить и после поддерживать своего Коллегу в кабине в понимании того, что Вы видите, думаете и собираетесь с этим делать. Начиная с брифингов, которые как мы уже обсуждали, должны быть не просто заученной молитвой, а мини-планом действий для вас обоих на напряженные участки полета. И до того, что в процессе потом озвучить: "Командир, мы на удалении 15, высота 5000, скорость уже погашена, закрылки подвыпущены, ветер штиль, Вы согласны, что мы на профиле снижения?... Я тогда шасси и закрылки попридержу пока, но подходя к 2000 продолжим выпускаться..."

Я искренне надеюсь, что мой Коллега на меня не обидится, но скажу чуть больше: к большому сожалению, это характерная для современной и тем более "отечественной авиации" ситуация, которая сказывается потом в том числе и на результатах работы дома и интервью в другие компании. Да и на жизни наших стран в конце концов! Чкалов и Линдберг были классными Летчиками, но то было время Героев-одиночек. Сейчас же прогрессивный Мир идет по пути, где меньше подвигов, но много спокойной работы, в сотрудничестве с другими людьми и компьютерами в конце концов. С "большой тройкой' в кабине самолета - автопилотом, автоматом тяги, флайтдиректорами не надо бороться, - с ними надо научиться работать вместе выжимая из этого сотрудничества совместную пользу для нас всех. Да и с Коллегами не соревноваться, кто "круче герой в этом поле", а учиться доходчиво передать информацию, и позитивно принимать информацию от них, демонстрировать уважение не на громких словах, а на хорошо сделанных делах.

P.S. Если бы еще и политикам наших стран объяснить тоже самое...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments