flying_elk (flying_elk) wrote,
flying_elk
flying_elk

Categories:

Маленький перерыв. Полет на планере.

На фоне общей не веселой обстановки как то не пишутся посты про отдых. Но все же и немного позитиф-фа нам надо. Поэтому если Вы еще не летали, то надеваем парашют, застегиваем ремни и полетели!




Наконец у меня выпало несколько выходных подряд, да еще и сложились все остальные звезды. И я прыгнул в самолет, а далее в машину и добрался до Vinon-Sur-Verdon (Прованс, Франция). А что у нас в Виноне? Там большой планерный аэродром. Где Инструктором летает Дмитрий Боровик (facebook - Dmytry Borovyk ).
К нему то полетать я вас и приглашаю!

Дмитрий - Планерист, причем с очень большой буквы. Летающий на планерах уже несколько десятков лет и начавший летать собственно в 15 лет. Многократный Чемпион Украины и Победитель много где еще ;-) Очень активно летающий и сейчас, и "на спорт" и Инструктором. Полетать с ним, тем более на очень хорошем планере "Nimbus - 4DM", тем более в Альпах - это уже много.

Тем, кто на планерах не летал, вкратце расскажу, как это работает. После взлета, обычно на буксире за самолетом, планер отцепляется. И потом пилот-планерист остается один на один с небом. Обычные люди видят небо, как просто серо-голубое пространство, в котором ветер дует куда то в сторону. И даже обычные пилоты воспринимают потоки не более чем не нужную болтанку. Планерист же умеет находить места, где "ветер дует вверх" - восходящие потоки, и набирать в них высоту - парить.
Потоки тоже бывают разные. На равнине, например в Украине, где я учился летать, потоки "термические", то есть воздух нагревается от теплой земли и потом поднимается вверх. Именно такие потоки формируют красивые барашки облачков в хороший летний день - любимую планеристами "кучевку". Но в горах, где ветер сталкивается с рельефом, все гораздо интересней. "Термики" и "кучевка" тут тоже конечно есть. Но кроме них есть еще и "динамики" - когда поток воздуха поднимается по склону горы. И есть еще и "волны" - это уже выше над горами, когда сильные потоки воздуха на высоте отклоняются под влиянием гор и динамиков внизу. И тогда планер может набирать высоту очень быстро и выше облаков. Ну и сами виды, когда летаешь в горах, а особенно в очень красивых Альпах, где уютные деревеньки под красной черепицей в долинах, теряются между зелени лесов, тянуться вверх лугами и потом протягивают к тебе руки скалистых пиков. А еще смотрят на тебя голубыми глазами горных озер и сигналят белыми флагами снегов. В общем за всем этим я сюда и добирался.

Отмечу для начала очень приятную обстановку в самом аэроклубе Vinon-Sur-Verdon. Аккуратно, уютно. Бар-кафешка, где вкусно кормят и поят, бассейн для желающих освежиться. Несколько десятков планеров, включая клубовские и частные. Новенькие и очень ухоженные самолеты буксировщики. Не буду заваливать вас фактами, но всего два, которые мне сильно запали - в "штате" клуба всего шесть человек, но при этом средств оборот в год - под два миллиона евро (!!!). Да, конечно это "планерная Мекка", и сезон там почти круглый год, но все же во многом это результат хорошей организации.









Сам Дмитрий к полетам относится соответствующе обстановке Винона - спокойно, внимательно, аккуратно. И безопасно в первую очередь. Ни каких характерных "спортсменско-чемпионских" рисков, наоборот, все с пониманием правил и даже брифингом, кто что как и когда делает. И постоянным общением в ходе полета. Мне, как пилоту из немного другой авиации ;-) это очень понравилось.

Ну и кто не знаком - вот так выглядит современный планер (фото из ФБ Дмитрия):



Аэродинамически его конструкция будет пожалуй посовершенней даже гражданских самолетов, где все таки часть аэродинамики приходится пожертвовать ради технологичности массового производства и коммерческих характеристик. Да и конструктивно тоже - композитный армированый стеклопластик, из которого планера строятся уже много лет, в "большой авиации" только сейчас начал полноценно применятся . Кстати крылья современных дальнемагистальных самолетов, включая Б-777, очень похожи на крылья планеров. А самые новые Б-787 на заводе, пока они белые и не окрашенные, выглядят ну точно как большой и красивый планер. В кабине же у планера вполне современные приборы, естественно спутниковая навигация, компьютер, помогающий пилоту оптимизировать полет и даже "планерный" TCAS - система помогающая избегать столкновений с другими планерами.

Сам же полет... Прошла уже неделя, а я все еще "перевариваю" эмоции и впечатления. Во-первых как я уже говорил, это захватывающе красиво! Я в детстве много бывал в горах, но одно дело медленно и тяжело ходить по ним ногами и совсем другое парить над ними, как орлы. Орлы кстати тоже парили рядом с нами, подсказывая места восходящих потоков. Во-вторых мне было очень интересно и посмотреть специфику горных полетов, попробовать все те "динамики" и "волны" , о которых много слышал и читал. И наконец было очень интересно почувствовать особенности пилотирования большого (размах крыльев у Nimbus-4 26,5 метров) и современного планера и в горах вобще.









Мне повезло, потому что в пять с половиной часов нашего полета удалось вместить практически все выше упомянутое. Для начала мы повыпаривали с малой высоты (честно признаюсь, что Дмитрий "упирался", а я любовался открывающимися видами, как последний турист). Потом мы вошли в "серьезные" горы с высотами 3-4 километра. В горах в этот день было довольно ветренно, поэтому местами здорово болтало, но опять таки - интересно. Потом мы (Дмитрий естественно, пока я все еще "балдел") таки сумели зацепиться за "волну", в которой быстро и плавно начали набирать между облаков (очень необычное для равнинного планеризма состояние). Стало очень даже прохладно, и от недостатка кислорода начало ощутимо частить дыхание, но позитивные эмоции эти неудобства с лихвой компенсировали.
К сожалению воздушная масса в этот день над Альпами была влажной, облачность закрывалась под нами буквально на глазах. А так как на планере нет оборудования для приборного полета, то нам пришлось выпустить интерцепторы и снижаться под облачность. А вскоре дождь "выдавил" нас из "больших гор". Но может это было и к лучшему - в горах ближе к аэродрому условия были попроще и я наконец смог полноценно попилотировать.

Могу отметить, что в пилотировании Nimbus оказался мягко говоря не простым, требующим очень хорошо взаимно-координированных движений и ручкой и рулем направления, что является редкостью для полетов на самолетах. Если же нет, то планер неожиданно резко скользит, ни чуть не имея тенденции самостоятельно это скольжение исправить. И при этом еще и серьезно разгоняя скорость! Сказывается большой размах прямого крыла, но в то же время малое сопротивление. По началу это меня немного напрягало - как же так, я с моим налетом и опытом, и в "Бланике" чувствующий себя довольно таки комфортно, даже после больших перерывов, тут дергаюсь как новичок?! Но всего то избитая авиационная истина - любой новый для пилота Летательный Аппарат требует внимательного подхода и определенной тренировки!

Вот такой получился день. Вернее не день, а пару дней, потому что сюда вошел еще и приезд-отъезд на машине из Ниццы и по несколько часов езды по очень красивому Provence Южной Франции. Очень жалел, что со мной не было моего Семейства, потому что там действительно классно. На память кроме моря эмоций и впечатлений привез еще пару бутылок вина, которое там очень-очень вкусное и дешевое.
А еще теперь думаю-гадаю, как организовать себе неделю отпуска следующей весной, что бы попасть к Дмитрию на недельный курс "горного планерного летания".

P.S. В конце не удержусь и нескромно признаюсь, почему для меня это так интересно и важно: мои первые полеты "не пассажиром" - это полеты на планере L-13 "Blanik". Самостоятельный вылет в 16 лет, потом еще пять лет аэроклуба. Достижения скромные, но все же: чуть более 100 часов на "Бланике", 1-ый разряд за полет по маршруту длинной 200 км. Конечно сейчас я постесняюсь себя называть планеристом, потому что летать получается от силы раз в год, но то что я это люблю, скучаю и очень бы хотелось когда то к этому вернуться - это есть!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments