flying_elk (flying_elk) wrote,
flying_elk
flying_elk

Category:

Airbus & Boeing – who is what? Part 3.

Documentation.

Что-бы Вы не заскучали рассказываю веселую историю. Летел я как-то КВС-стажером на самолёте А-320. Со мной конечно же Инструктор. Задал он вопрос по какой-то хитрой штуке из РЛЭ. А в той Компании была практика – ты отвечаешь на вопрос по памяти, но потом достаешь книжку и обязательно показываешь, где это написано. Так вот – на вопрос я ответил, полез искать в FCOM подтверждение – нету! Где-то оно есть, но найти не могу (КВС-стажер, когда на вводе я на пике знаний!). Инструктор подождал, потом – Ладно, дай я!

Айпадов-лаптопов с удобным поиском у нас не было, порылся он по книжкам – не нашел!!! Инструктор пробурчал, что ладно и перешёл к выполнению мемори-айтема JFI*

Да, это Эйрбас! С FCOM-ом (особенно в том виде, в котором он был пару лет назад) ему «малость не повезло». Эйрбас сам по себе самолёт технически сложный, а тут писатели конечно из лучших побуждений, но постарались вложить всю ...(душу) информацию с вариантами и полезными коментариями. Проблема в том, что FCOM (РЛЭ – Руководство по Лётной Эксплуатации, если кто не знает), это не академический учебник, который читают в тиши библиотек, а книжка к которой обращается Экипаж в непростых ситуациях в полёте. И конечно он должен быть попроще и удобоварим для пользователя. А тут например информация о полёту в условиях низких температур и обледенении была разнесена в три разные книги и пять мест в них (SOP, Supplementary, Performance, Limitation, Anti-Icesystem)...Пару лет назад (с большим ревиженом) FCOM вроде стал попроще, информацию перелопатили и перекомпоновали. Но тут добавились трудности с нумерацией страниц для FCOM в компьютерном виде, а если пилот привык читать FCOM на бумаге, то это очень неудобно.

FCOM Боинга проще. Я не лингвист, поэтому не берусь комментировать «французский» английский и «американский», но действительно, там меньше и понятней тексты, есть логика в размещении информации и ее выдаче. Единственное, что как по мне, то Боинг то-же малость перестарался и особенно в плане «матчасти» упростился слишком сильно. Например опять таки, возвращаясь к тому-же VNAV-у, то местами информация просто отсутствует и в итоге почему самолёт «это так делает» экипаж может только догадываться. Или ограничения, которые указанны, что находятся в пределах «до красного сектора» – наверное это есть правильно, пилота не надо перегружать цифрами, но когда речь идет о привычных параметрах двигателя большого и все равно сложного самолёта, то немного «чистым американцем» (ну вы поняли...) себя иногда чувствуешь.

JFI* - специальный секретный мемори-айтем используемый на всех самолётах мира. В FCOM Эйрбаса было бы добавлено описание на пару страниц, вспомогательная информация и бюллетень по использованию в придачу. Но по Боинговски я вам его просто расшифрую - Just F..k It!!!

Дом для Пилота…

Под конец просто зайдем в кабины А-320 и Б-777. Они обе просторны и там легко размещаются по 4 человека. Общая обстановка в кабине Боинга мне чем-то напоминает нашу родную матчасть – большие переключатели, металлические панели облицовки приборных досок – все мощно и надежно. Эйрбасовский пластик выглядит вроде как современней и окрашен в более приятный серо-голубой цвет, но со временем он разбалтывается и потом в кабине появляется неприятное ощущение недорогой машины. Еще в плюс Боингу - у 777 очень хорошо организованно освещение рабочих мест, и подсветка и главное яркие и удобно регулируемые лампочки для чтения над каждым рабочим местом – супер!!! В кабине Боинга посвежее и гораздо меньше проникают запахи с кухонь и прочих отхожих мест (на А-320 особенно на левом кресле откровенно говоря попахивало передним туалетом. Captain must be first, who smell shit!- шутили инструктора на вводе). Но в расплату за свежий воздух в кабине 777 гуляют постоянные сквозняки, которые практически не возможно прекратить – выходы вентиляции не регулируются, а после 10 + часов на эшелоне , когда самолет уже хорошо промерзает, то очень хочется на рубашку натянуть свитерок (и это не смотря на систему обогрева ног и обдува теплого воздуха на пилота).

Ну и еще один предмет гордости Пилотов Эйрбаса и повод для подколок Боингистов – столик. Да, настоящий рабочий стол, выдвигающийся-раскладывающийся из нижней части приборной доски Эйрбаса (на А-380 туда еще клавиатуру вмонтировали). Не буду поднимать эмоциональные «за» и «против», но предлагаю просто посчитать: даже на региональном А-320, совершающем в среднем по пару несколько часовых перелетов в день пилот занят чистым пилотированием менее десяти минут (пару минут на взлете и пять-шесть на посадке). Остальное время (по много часов каждый день!) он работает с бумагами-документами и книгами (тот-же бортжурнал – TechLog– минимум формата А3 альбомище), чего-то пишет в документах ну и поесть в конце концов иногда можно. Почему-то большинству людей все это удобней делать на столе, чем на коленках да еще и упираясь в рога штурвала…

Общий вывод.

Кто-же из них лучше, устав от долгого чтения спросите Вы? Да ни кто! И Airbus и Boeing отличные самолёты, созданные для большой и серьезной работы, и они ее делают постоянно и по всему миру.

Если Вы пассажир-неспециалист, то разницы скорее всего вы просто не заметите. Удобные-неудобные кресла, видео развлекалки и все остальное выбирает не Боинг с Эйрбасом а компания-заказчик самолёта. Рассказы про то, что один из них трясет сильнее чем другой или мягкость посадки отличается – даже комментировать не хочу!

Коллеги, кто имеет опыт работы на обеих типах, могут составлять свое мнение сами. Большинство моих друзей и знакомых Пилотов попробовавших и тот и другой тип (я таких знаю уже человек за 50!), всё-таки выбирают Эйрбас. Их общее впечатление (как и моё) – Боинг проще, соответственно легче осваиваем и в каких-то моментах может быть технически надежнее. Эйрбас комфортнее, но сложнее, хотя эта сложность, когда в ней разберешься, то открывает новые возможности и радости работы на хорошо сделанном Самолёте.

А в конце, я бы пожелал, особенно тем, кто не полетал и на А и на Б я очень советую держать глаза и мозги открытыми и если такая возможность будет то не забивать себе голову глупостями и понтами (у кого нос длиннее), а осваивать новую матчасть на позитиве! Безопасных полетов нам всем, на Б- и А-, и Е-, и Ан-, и Ил- и Ту- и Як- !!!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments