flying_elk (flying_elk) wrote,
flying_elk
flying_elk

Category:

B-777. Дальний полет.

Тихое холодное утро хрустит корками льда на лужах. Новости по телевизору в спортзале, кофе из автомата на рисепшене гостиницы. Четыре фуражки и шестнадцать "красных шапочек" в сборе. Let's go!

Большой, стеклянно-серо-бетонный международный аэропорт в Вашингтоне. Белая плавность линий фюзеляжа, серебристые размахи крыльев, стремительность красно-зелено-черного киля. Boeing-777-300ER.
Готовимся к вылету. Мы тяжелые сегодня. Впрочем из Америки как всегда - пассажиры, груз, топливо. В Дубае под утро туманит, приходится брать топлива с запасом. Считаем каждый отдельно и все вместе, долго и внимательно, массы под предел. Наконец все сошлось. 350 тонн взлетная...
Брифинг. Еще раз вспоминаем, что 350 тонн это много. Тут длинная полоса, ветер штиль, температура чуть выше нуля - все это работает на нас. Но все равно - 350 это много. Командир напоминает, что если что-то пойдет не так, то моя единственная задача будет плавно пилотировать. В ответ прошу его за мной следить и подсказывать если что. А уже потом, когда отойдем от земли, то будем разбираться что к чему.
В конце обсуждаем использование автопилота. Я в принципе предпочитаю на очень тяжелом самолете крутить руками до уборки закрылков-предкрылков. Автопилот гоняется за стрелками директоров и иногда резковато рулит при этом. Пилот же может сделать это умнее и плавнее. Но Командир настойчиво напоминает, что движение вокруг плотное, связь интенсивная. Приходится согласиться, что правильнее будет за всем этим следить, а самолет уж как то справится сам.
В том, что Командир прав, приходится убедится уже через минуту, когда диспетчер бодрым голосом надиктовывает нам "ATC clearance", обильно посыпая его местными названиями маяков VOR.

Выруливаю. Масса чувствуется по тому, что даже на очень ровном бетоне приходится добавлять тягу и все равно ждать пока самолет покатится. Перед поворотами рулежек наоборот, придавливаешь тормоза, а Самолет невозмутимо движет вперед.
Вырулили, остановились на полосе. На поперечную садиться 757 Американ. Провожаем взглядами блестящую красоту металла.

Нам разрешили взлет. Еще раз взгляд по кабине - готовы?! Штурвал чуть от себя, РУД-ы вперед, гашетки ТОГА. Рука Командира ложиться на место моей.
Опять чувствуется Масса - обычно чувствуется как Самолет подается вперед по мере роста тяги. Сегодня же он лишь плавно покачивается. По легкой вибрации чувствуется как напряглись своими сотнями тонн тяги Двигатели под крылом.
"Trust set..." Бежим. Победив инерцию покоя разбег получается такой как всегда. Разница в том, что разогнаться нам сегодня надо под 180 узлов, а это за 300 км/ч. Бежим с минуту наверное. Хорошо, что бетон полосы тут идеально ровный.
"Rotate..." Тугое движение штурвалом "на себя". Чувствуется, как Самолет пошел вверх. Выгнулось крыло, принимая нагрузку. Привстали на цыпочки передних колес основные стойки. Отрыв.

IMG_0112

Стало тише и плавней. Слегка вздрогнула конструкция, принимая в фюзеляж основные стойки шасси по тонне массой каждая, потом ушла передняя стойка, закрылись створки ее ниши под нами, и стало совсем спокойно.

Набираем высоту ступеньками, частые смены частот, обильная связь, постоянные самолеты на TCAS-е. Болтанка в многослойной облачности. С нашей массой сегодня нам из нее пока не выпрыгнуть.

Проходим Нью-Йорк в облаках. Над Бостоном облачность заканчивается, открывается вид на север Америки, заваленный снегом. По побережью еще видны признаки цивилизации, а дальше до горизонта только прибеленные пространства лесов и озер. Над всем этим глубокое синее небо. Прогнозы погоды на аэродромах впереди по маршруту обещают глубокие минусы.

Записываем океанское разрешение. У нас конечно есть всякие связные системы, позволяющие получить его текст сообщением, но Гандер надиктовывает нам "по старинке" голосом. Пишем, сверяем с планом, раскидываю маршрут на плотинговую карту, по которой мы ведем контроль пути. А еще связь, оценка погоды и всей остальной обстановки на немногих и потому таких важных запасных. Работаем... Собственно работаем так, что с момента взлета уже три часа прошло, а мы еще только по кофе успели попить. Но наконец все основные полетные-послевылетные дела завершены, можно оглянуться вокруг. Под нами замерзший океан, если приглядеться то видно как в мороз парят полыньи. На небо садиться вечер. Самолет кажется замер в пространстве, хотя конечно приборы показывают, что мы проглатываем под 500 миль в час...


Стихает связь, в этом секторе у Гандера сегодня пусто. Мы идем севернее трэков, там да, толчея. А тут редкие переговоры в эфире да пиликанье CPDLC. Но вот где то в далеке:
- Gander Control, Alpha Delta Bravo ... ... ..., good morning, flight level two seven zero.
Свои! АДБ - это позывные самолетов Украинской Фирмы "Антонов". Я там когда то сам недолго (к сожалению...) поработал, и там до сих пор там много Друзей, Старших Товарищей и Учителей. Связь не загруженная, можно и поздороваться.
- Слава Украіні!
- Героям Слава!!!
Слышно слабо, "Руслан" идет более чем в часе за нами, а это многие сотни километров по расстоянию, поболтать не получится. Но все равно очень приятно. И особенно сейчас, когда дома тяжело.

Идем дальше на Север. Скоро Гренландия. К сожалению в облаках, потому что тут бывает очень красиво.
Согласовываем с Командиром еще раз варианты на снижение и уходы на запасные. Тут горы, да еще и холодно, поэтому приходится пересчитывать минимальные безопасные высоты, внимательно просматривать SNOWNOTAM-ы.

Между рабочими мыслями проскакивают и мысли далекие. Традиционное уважение к тем, кто водил тут свои самолеты без всяких навигационных гаджетов. Мы сидим в теплой кабине в рубашках с коротким рукавом, нас ведет точный союз инерциалок с GPS-ками, следит бдительное ADS-B, мы постоянно "висим" на спутниковой связи с диспетчерами и офисом. Пилотам до нас тут приходилось намного сложнее. А с учетом что океан под нами нулевой температуры, а Гренландия представляет собой ледяные купола зализанные снегом и ветрами, то ошибаться тут очень неприятно.
За этим приходят мысли потяжелее. Наша Планета - она большая для одного человека. Но она такая маленькая для людей, когда нас много. Благодаря тем сотням тысяч людей, кто двигал авиацию вперед весь ее прошлый век и благодаря тем десяткам тысяч, что построили наш сегодняшний самолет и тем сотням людей, что обеспечивают наш полет, мы всего за пятнадцать часов огибаем половину Земли. Но это пока мы все работаем вместе и на развитие. Но к сожалению многие все еще думают, что кому то что можно доказать тупой силой. И что много силы дает им право командовать в том числе как жить другим. И "маленькую лодку" нашего мира можно раскачивать бесконечно. А вот если кто им возразит, то они воспользуются своей ядерной силой и это их спасет. И благодаря красивой обертке в это начинает верить толпа вокруг них.

Проходим Гренландию, влетаем в ночь. Север начинает светиться странноватым светом, как будто через дымку солнце подсвечивает край облачности над нами. Спустя какое то время понимаю, что это таки полярное сияние. Бывает поярче конечно, но тоже ничего.

Долетаем до УКВ связи с Рейкявиком, проходим Исландию. На удивление много огоньков внизу. Пытаюсь высмотреть знаменитый вулкан, но видимо он сегодня спит. Кстати и нам пора!

Приходит наша смена, вместе с экипажем, пассажирами, самолетом, местом и связью передаем им черноту океана под нами и все еще светящийся Север.

В "спальнике" засыпаю не сразу. Просмотр свежих международных новостей с бортовой развлекаловки, непрогоняемая тревога за свою Страну.

Пиликанье будильника несколько часов выдергивает из сна. Холодная вода в лицо, горячий кофе внутрь. Красивый рассвет в небе. Под нами уже синие воды Залива. Впереди в дымке мой теперешний дом, мои детки и жена.

IMG_9996

Сбавляем многочасовой ритм скорости, распушаемся предкрылками-закрылками-шасси. Отключаю автопилот, на пару минут сливаюсь с самолетом. Небольшие движения подтягивания на полосу, чуть большее на выравнивании. Двести сорок тонн, подсвеченные красным светом утра, после четырнадцати часов плавно опускаются на полосу.

IMG_0020

Вобщем красивая это Работа!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →