flying_elk (flying_elk) wrote,
flying_elk
flying_elk

Category:

Современный Пилот ГА. Еще раз о посадке с "боковиком"...

В принципе это должен бы быть update к вот этому посту: http://flying-elk.livejournal.com/?skip=10#asset-flying_elk-13720
Но что-бы он не потерялся в глубинах жж, закину отдельным постом.



Пару недель назад довелось проходить очередную тренировку на тренажере. Из моих любимых - "ручное пилотирование". Более часа ты "танцуешь" на "большом и красивом" 777 без всяких автопилотов-автотягов, не гоняясь за флайтдиректорами, не долбя кнопки MCP-FMC. Все очень "по летчицки": глаза, штурвал-педали, РУД-ы...
Пара задач "обязательной программы": вывод из сваливания, вывод из сложного пространственного положения (jet upset - это не "расстроенный самолет", а струйное течение резко подбрасывает-наклоняет тяжелый корабль, при чем даже в тренажере перед этим упражнением все обязательно и серьезно пристегиваются, потому что бросает по-взрослому!).
Но до и после "обязаловки" можно повеселиться вволю - дается время на разминку и произвольную программу после. Которое мы конечно тратим на коротенькие визуальные круги - visual circling. Максимальные боковые ветра, отказы двигателей - все по вашему желанию!
Что приятно (гм, по-моему я уже писал об этом...) - оценок в принципе за это не ставят, Инструктор весел и расслаблен и настроен только на тренировку и помощь пилотам.
У одного из моих Коллег заход-посадка с боковиком не очень получалась и Инструктор очень здорово объяснил - показал порядок действий, проговаривая их с движениями:

"NAIL IT" - "насади" центр тяжести самолета (низ спины пилота;-), но только не нос самолета, о чем шла речь в прошлом посту на эту тему) на мысленно продленную ось ВПП и траекторию снижения в посадочные знаки;

"LOCK IT" - зафиксируй эти параметры полета, минимально достаточными мягкими движениями парируй болтанку и возникающие отклонения;

"BRAKE IT" - выравнивание при посадке с боковым ветром требуется более энергичное, потому что относительно воздуха самолет идет со "скольжением", к тому же отклонены поверхности управления - все это добавляет сопротивления, а значит самолет быстрее теряет энергию и проваливается после уменьшения тяги. С учетом того, что выровнять высоко с боковиком мы не хотим, иначе потом самолет снесет с осевой полосы, то выравнивание начинается на обычной высоте, но чуть большим движением;

"TURN IT" - когда вертикальная траектория уже выравнена и самолет вот-вот коснется полосы то небольшим движением педали подворачиваем нос самолета в сторону оси полосы. Подворачиваясь самолет начнет крениться в подветренную сторону, что в принципе неплохо, потому что тогда "впереди идущее" подветренное колесо коснется первым и самолет сам довернется вокруг него вдоль ВПП. Но и слишком большой крен нам не нужен, да и ветер теперь будет поддувать нам под крыло, вынося с осевой, поэтому поворотом штурвала против ветра придерживаем крыло по крену;

"FIX IT" - после касания окончательно устраняем тенденции самолета рыскать относительно оси ВПП И оставляем педали и элероны в таком положении до почти полной остановки самолета.

Вот как то так:


http://m.youtube.com/watch?v=xql1dHavMM8

И еще одна посадка, тут бокового ветра почти не было, но высокая влажность и красивые сходы потока с крыла, "визуализировавшие" аэродинамику, стоят того что-бы это посмотреть:


http://m.youtube.com/watch?v=ViKYFsN3p24

Спокойного всем неба!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments