flying_elk (flying_elk) wrote,
flying_elk
flying_elk

Categories:

Современный пилот ГА. Мантры Второго Пилота.

Чистил свои записи и нашел черновик комента на тему "Как быть хорошим вторым пилотом...". Так как вопрос периодически поднимается и было еще чего добавить, то дописал и забрасываю сюда:

Знаете, когда пришло понимание каким должен быть хороший Второй Пилот? После ввода в Командиры.
И еще, когда думал соглашаться или нет на переход в другую Компанию, большой Корабль, но так же и возвращаться с левого кресла на правое, то мне очень помог совет моего Инструктора: "Не переживай сильно. Ты сейчас будешь очень хорошим вторым пилотом. Грамотным, точно понимающим, когда и что сделать, и как помочь и подыграть в нужный момент Командиру".
После некоторого врабатывания в новую Компанию и Самолет эти слова действительно начали сбываться. Кому то еще этот опыт может пригодиться, поэтому делюсь:

Итого, Хороший Второй Пилот:

1. Четко понимает, что в современной кабине в общем то работают два равнозначных пилота. Да, в военной авиации второй пилот очень правильно называется "Помощник Командира Корабля", что значит, что в плане общих обязанностей второй пилот работает "на Командира". Да, у Командира чуть больше прав на принятие быстрых (например прерванный взлет) и финальных решений (например после долгого обсуждения всех "за и против" в конце концов он озвучивает на какой запасной мы пойдем). Но в принципе оба пилота несут одинаковую ответственность за безопасный исход полета и поэтому быть подготовлены, стараться и думать, они должны примерно одинаково.

2. Второй пилот должен уметь работать с любыми Командирами. Под любого Командира в принципе можно подстроиться, знать что и когда сказать. С сильным можно просто понаблюдать, поучится у него быть сильным. За "слабым" последить, подсказать вовремя, но не передавить, так что бы не "потерять" его совсем. Неуверенного поддержать. С "хорошим парнем" (такое часто бывает, когда летаешь с друзьями) надо четко разграничить - на земле мы друзья, но здесь мы работаем и кто-то из нас Командир, кто-то его Помощник.
Если с Командиром не возможно сработаться в принципе (явные общечеловеческие баги либо совсем уж слабые знания и умения), то про это должно быть извещено летное руководство вашей Компании. Не надо виновато думать, что вы его закладываете! Вы как раз таки спасаете и его и всю вашу Компанию.
И чего точно не стоит устраивать в кабине так это соревнований - я первый или лучше это сказал-сделал. Мы работаем Экипажем и результат у нас один на всех. А не личная победа на финише.

3. Грамотному второму пилоту гораздо проще работать с любыми Командирами. Знания - сила, и ваш сильный Командир это сразу почувствует, зауважает или хотя бы не будет вас лишний раз "прессовать". Слабому же ваши знания просто помогут. Для того что бы "знать" требуется читать-думать-обсуждать. Знать все на память естественно не возможно да и не нужно. Для хорошего второго пилота обязательно в любое время дня и ночи, в любом состоянии твердо знать и понимать что и почему (!!!): SOP, Limitations, Memory Items. Требуется хорошо ориентироваться в РПП (Operation manual ???) компании, потому что на самом деле большинство "полетных решений" принимаются именно по нему. Ну и конечно все остальные части FCOM, FCTM и т.д. - наши лучшие друзья, там хотя бы требуется знать основы и понимать, что и где можно быстро найти. Читайте их в каждом рейсе по немногу - пару пунктов, медленно и обдумывая.

4. Кроме самих знаний, понимайте ,что и когда из них использовать-выдавать. Учитесь, ибо это тоже приходит не всем и сразу. Все мы разные Человеки, у нас немного разная реакция и скорость мышления. Кроме явно критических ситуаций, старайтесь не вырываться вперед Командира, подстраивайтесь, если это необходимо, под его скорость работы. Даже если вам кажется, что у вас есть очевидное и хорошее решение, выждите какое-то время прежде чем его выдвигать. Вполне возможно, что и вы еще не все приняли во внимание и ситуация не так проста, как кажется. Да и Командир может оказаться сразу не готов к вашему хорошему решению, поэтому лучше подождите, пока он Вас спросит. Если же по всему видно, что он о вас забыл и не собирается к вам обращаться, то предложите ему свою помощь: "Командир, а что Вы думаете о ...." или "Может быть нам стоит попробовать сделать ..."
Для объяснения, как действовать мне очень помогла фраза одного из Инструкторов, когда я вживался в свою "новую-старую" роль второго пилота (это тоже потребовало некоторых усилий):
"Считай, что мы тебя уже ввели в Инструктора, поэтому до тех пор пока это безопасно, то ты давай Командиру самому поошибаться, а потом, если надо, то подсказывай..."

5. Ошибаются все. Поэтому поверх всех документов ваши полетные обязанности: во-первых в процессе полета самому внимательно следить за обстановкой, не допускать выхода ее за безопасные пределы (в принципе это должен делать каждый пилот и всегда). Во-вторых если Командир таки ошибается, то в полете вы вместе должны найти способ эту ошибку исправить. И только в-третьих, уже потом, на земле можно (и даже нужно) ошибки обсуждать. Конечно это должно быть сделано очень вежливо, желательно с подтверждениями из открытого тут же руководства или других документов. И не считайте, что вы Коллеге просто портите настроение и жизнь. А понимайте, да и ему объясните, что вы ему стараетесь помочь - поэтому Вы и есть его Помощник!

6. Будьте честными, в первую очередь с самим собой. Не ищите себе детских отмазок-оправданий "я знал, но забыл", "я думал, но не сказал", "я делал, а оно не получилось" и т.д. Честность очень упрощает человеческие отношения, и в кабине в том числе. Если вы чего-то не помните, у вас что-то не очень получается в полетах, в конце концов просто не выспались и не важно себя чувствуете - скажите об этом вашему коллеге по кабине, помогите себе и ему!!!
И спокойно, без лишних и личных эмоций, реагируйте на замечания по делу (особенно если они по делу) и даже решения вашего Коллеги, пусть они Вам и не нравятся. До тех пор пока это безопасно, то финальное решение за Человеком слева. Ваше же время решать и отвечать за Ваш самолет еще придет!

7. Но при этом, при всем уважении к Командиру всегда помните - у вас есть полное право быть самим собой. Я уж не говорю про бытовые вопросы - как я сижу, ем, чем занимаюсь в свободное время. Но даже с самым грамотным и опытным Командиром у вас есть право летать "по своему", до тех пор пока это безопасно и соответствует документам компании. Хотя конечно правилами хорошего тона является по возможности информировать своего коллегу заранее, что вы собираетесь делать для его психологического комфорта. И для обмена опытом и мнениями обсуждать после.
Примером такой ситуации является обход грозы, стоящей четко посреди трассы. Характерной ошибкой пилотирующего второго пилота является мышление "а как хочет Командир, что бы я обходил?" А правильней было бы: "я думаю обходить справа, курс - удаление .... Что вы про это думаете, Командир?"

7. Безопасность полета превыше всего. Не важно кто из вас старше-младше, круче-опытней. Важно что правильно и безопасней, а что нет. И если ситуация становится не безопасной то это ваша обязанность "Предупредить - Подсказать - Вмешаться" - "Ask - Suggest - Insist"

Всем спокойного и мирного неба!

P.S. Размышлял я на эту тему сидя одним теплым осенним днем и глядя на вот такой пейзаж:

IMG_9494

Это Япония - страна самураев. Людей сильных духом и терпеливых.
Работа Второго Пилота - тяжелая работа. Иногда она даже тяжелее Командирской, потому что тот может в большей степени подстроить обстановку под себя, а Второму Пилоту нужно всегда подстраиваться самому. Но сильные духом и терпеливые смогут это пройти. Что бы потом самому стать хорошим Командиром.
Tags: второй пилот отношения в кабине
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments