flying_elk (flying_elk) wrote,
flying_elk
flying_elk

Category:

Ан-28. Перегон в Африку. Обстановка и подготовка.

-Светлой Памяти Экипажа Виктора Савченко и в частности штурмана Андрея Шевченко.
-Светлой Памяти всех "навсегда улетевших" в лихие 90-ые "в странах с неумеренно теплым климатом". И на пути туда и оттуда.
- Тому мальчишке, что в холодный и снежный ноябрьский день, остался на перроне в Киевских "Жулянах".


NOTAM N1 (предупреждение на человеческом языке): Все факты и события приведенные в данной истории являются вымыслом, и никогда не происходили. Случайные совпадения не являются подтверждением реальных событий! Сами же события может и происходили, но только с очень везучими и немного специально обученными людьми. Ни в коем случае не пытайтесь их повторить на практике!

Маленькое предисловие.
Очень давно собирался ... придумать это. Наконец случилось.
Формат правда в итоге не совсем ЖЖ-шный, поэтому делю на части, которые буду выкладывать в темпе того перелета, то есть последующие несколько дней. И картинок будет мало - не до них тогда было придуманная история все же.
Ну, что, полетели?!
Задача: перегон самолета Ан-28.
Маршрут: Украина, Киев, аэродром "Чайка" - Kenya, Nairobi, аэродром "Wilson".

zad na polet

IMG_7261

День -ХХ.
Сентябрь 199...-го года. Сквер недалеко от Киевского аэропорта "Жуляны", конец рабочего дня. Ранняя осень едва успела тронуть листву на деревьях, солнце еще теплое, но воздух уже свеж. На одной из скамеек трое молодых людей пьют пиво и разговаривают.
Первый из них чуть постарше, широкий костью и душой, шумный и веселый Миша Хохлов. Недавно самый молодой (в 27 лет!) Командир Ту-154 Украинского УГА. Сейчас "Авиалинии Украины" стремительно разваливаются, самолетов и рейсов становится все меньше, но Мишка не особо унывает.
Второй моложе, потише и интеллигентней, как и подобает Штурману, Андрей Шевченко. Он летает Штурманом всего лишь на Ан-24, но уже имеет допуск на МВЛ (Международные воздушные линии), бывал уже и в Стамбуле и в Варшаве и еще где-то там. У него есть машина - красная "девятка", жена и маленькая дочка, так что жизнь хороша.
Третьему, назовем его ... Пашкой, рассказать пока особо не чего. Он типичный "вчерашний студент" (хотя после выпуска прошло уже больше года, но работы не-е-ет) - молодой второй пилот самолета Ан-28.
Старшие Товарищи Пашку угощают пивом и советами по выполнению международных полетов. Пашка старается держаться достойно и ставит пиво "в ответ". И рассказывает им о своем "богатом" опыте на самолете Ан-28. С "ответным" пивом у Пашки напряженка, так как его регулярный доход - символическая зарплата техника в аэроклубе и нерегулярные подработки помощником автомеханика. С опытом тоже не богато - 100 часов налета на планере, чуть-чуть еще на всяких разных "маленьких" и почти 50 часов на Ан-28, при этом всего одним настоящим "опытом работы" - перегоном самолета Сывтывкар - Киев (по одному полукомплекту АРК и ксерокопии карты - опыт!). Почти все остальное налетано "вокруг одного аэродрома” в аэроклубе. С опытом международных полетов у Пашки... Минимально положенные по программе несколько полетов у него есть. Но слетал он их в бывшую соцстрану, где диспетчера все еще на русском говорили лучше чем на английском, да и в "чужом экипаже" Ан-26, где штурман и радист так и не дали ему рта открыть в эфир, поэтому это вобщем-то опять плохо.
Единственное чем он "выигрывает", что Мишка и Андрей на Ан-28 пока не летали совсем, поэтому в этом вопросе они его внимательно слушают.

Собственно их разговоры "под пиво" это продолжение того, чем они занимались уже с утра. Дело в том, что им всем троим предстоит поучаствовать в серьезном деле - перегонке самолетов Ан-28. В Украине работы нет, но вроде как нашлось пару фирм, которые пособирали на глухих стоянках в аэропортах бывшего Союза, тихо гнившие там самолеты и теперь планируют их "сдать" на работу в Африку. А Африка от Украины далеко, туда надо как-то эти небольшие самолеты доставить. Естественно лететь они будут своим ходом, для этого надо подготовить экипажи и вот всезнающий Мишка договорился с одним из Старших Штурманов УТО на дополнительные занятия по "международной" навигации.
Мишкина судьба предопределена и понятна - он на днях начинает полеты по вводу в строй на Ан-28, далее планируется на первый же самолет в роли КВС-стажера и после минимальной программы ввода, остаться там Командиром.
Андрей планирует принять участие только в перегонке. В маленьком экипаже Ан-28 официально конечно же нет штурмана (в кабине только два пилотских места), но Хозяин Фирмы Виктор Павлович Савченко (другая фирма чем у Паши и Мишки), и он же Командир Самолета, относится к длинному маршруту перегонки очень серьезно и за некое вознаграждение предложил Андрею поучаствовать в этом мероприятии. О серьезности "той фирмы" говорит даже такой факт, что в штатное СПУ, рассчитанное только на двух пилотов, вставили дополнительную гарнитуру, с возможностью выхода Штурмана даже на внешнюю связь, а рядом с дверью кабины пилотов оставили место, где он будет сидеть и работать.
У Пашки с перспективами опять дела хуже всех. Он планировался было вторым пилотом на один из последующих самолетов, и даже в этой роли перегнал его из Сывтывкара. Но внезапно у него возник конкурент. У конкурента так же нет практически ни какого опыта, но есть Папа - друг хозяина самолетов (летали они вместе - тут не откажешь!). И теперь Пашке предложено либо ждать непонятно чего. Либо... На дворе "веселые" 90-ые, так что не удивляйтесь сильно! Ему предложено быстро освоить специальность "техника по АиРЭО" (техника по авиа и радиоэлектронному оборудованию !!!) и отправится со вторым самолетом в этой роли. АиРЭО-шника на второй борт пока не могут найти... правда Пашка еще с учебы не любил все эти трубочки, приборы изнутри и провода. Еще СД-шником - техником по самолету и двигателю, которым он собственно уже работал в аэроклубе, - это куда бы ни шло, но их как раз хватает. Но выбора у него нет. Поэтому без особой надежды он ходит на эти дополнительные занятия "по навигации"(ему пообещали, что может быть где-то потом он будет помогать пилотам, если работы будет много), а большей частью торчит на аэродроме, пытаясь хоть чего-то понять в электрике. Скажем честно, что так-же эта затея не нравится и Инженерам-Техникам, которые работают на самолетах, готовя их к перелету. Они по человечески очень хорошо относятся к Пашке, но в профессиональном плане называют эту идею начальства плохими словами.

Еще одна Пашкина надежда - листик с названиями десятка других авиакомпаний, их адресами-телефонами и отметками "возможный тип (самолета)", "что пообещали?", "когда позвонить?". Но пока большинство граф либо пусты либо проставлены отметками с большими вопросами - ни чего определенного.
Пашкин конкурент на занятия по навигации не ходит, ему если чего, то все папа расскажет...

Ну и для полноты картины - Самолет Ан-28. Два пилота, семнадцать пассажиров, максимальная взлетная масса 6,5 тонн. "Пчелка" (хотя на самом деле это название относилось только к первому варианту -Ан-14), в свое время создавался на замену Ан-2 на местных грузо-пассажирских перевозках. В местах, где условия полетов попроще, он вежливо уступил место Чешской даме "Элке" (Л-410), но по Северу, Югам и горам их в Союзе было не мало (около 150 самолетов, если не ошибаюсь). Два мощных движка, хорошая аэродинамика, большая входная дверь-люк, переменная компоновка салона (кресла может и не слишком удобные для пассажиров, но зато складываются, "легким движением" превращая пассажирский самолет в грузовичок и обратно) - то что надо для полетов по глухим местам. Для пилотов - приятная кабина, начиная с голубовато-серого цвета приборных панелей, небольшого количества правильно скомпонованных, комплексных и наглядных приборов, логичного расположения переключателей управления системами и заканчивая приятным и глазу и наощупь штурвалом. Из "летчиских минусов" - нет автопилота (хотя-бы для полета в горизонте по 2-3 часа), радиолокатора. Навигационное оборудование - простенькая курсовая система и два радиокомпаса. В КБ Антонова рассказывают, что изначально Олег Константинович планировал Ан-28 оснастить как нормальный "большой" самолет, то есть и автопилотом и локатором и курсоглиссадной системой посадки, но "Аэрофлот" затребовал минимально-простой самолет, дешевый и не требующий сложного обслуживания, поэтому все "блага авиации" с него пропали. Таков наш еще один Герой сего повествования:

91640007

91640018

IMG_0861

Вернее их даже несколько, еще пару месяцев назад пригнанные из Сывтывкара и Актюбинска в Киев. После растоможки их перегнали на аэроклубовский аэродром "Чайка", что находится на западной окраине Киева. Самолеты после развала Союза и "Аэрофлота" по многу лет стояли без всякого обслуживания и теперь техсостав правдами и неправдами хоть как-то пытается их привести в какой-то летнопригодный вид. То есть в Сывтывкаре и Актюбинске их как-то собрали, что-бы они смогли подняться воздух, и силами и молитвами экипажей до Киева дотянули, а тут уже идет полная подготовка "для большой работы". Самолеты перекрасили, меняют двигатели и винты, приводят в порядок кабины. На самолеты регулярно приезжают представители расположенного в Киеве же АНТК "Антонов" и потихоньку самолеты получают "летные" документы.

День -Х.
На дворе конец октября.
Поиск работы и подписание контрактов происходят медленней, чем всем хотелось, но на днях наконец первый из самолетов с Мишкой в экипаже, уходит на Африку.
Самолеты в порядок более-менее привели. Теперь на них периодически даже случается полетать - то облет очередной починенной-установленной запчасти-системы, то тренируют экипажи, а то и вовсе "отдают на прыжки" аэроклубу. Пашка во всех полетах обязательно принимает участие - где получается пилотом, а нет то хоть бы "за спиной постоять".
В целом его ситуация, хоть и странным путем, но слегка улучшилась. "Конкурент" с папой приезжали на "Чайку", посмотрели на самолеты. И на то, как "на коленке" из двух двигателей инженеры пытаются собрать один. Далее "папа" провел собственную оценку подготовки экипажа второго самолета в плане опыта полетов по международным воздушным линиям (ему, Командиру Ту-154 это легко!). И сказал, что "мой сын в этой авантюре участвовать не будет!" Об этом они оба, прямо в лицо, под крылом самолета сообщили Пашке:
"Убьетесь вы еще до Африки не долетев и все дела..." Далее последовало долгое и красочное описание состояния матчасти, уровня организации техобслуживания и всей подготовки к перелету в целом, это Пашка не очень слушал. Он и так многое понимал, но у него выбора не было! В конце "папа конкурента" бросил одну фразу, которая Пашку зацепила: "Найдите себе хоть штурмана!"
И он попробовал найти! Вернее сначала он поговорил со своим Командиром. Владимир Николаевич (Имя изменено, я так думаю, кому надо, то и так узнают, а кому не надо, то и не надо) налетал много тысяч часов на Ан-2, по местным воздушным линиям и на химии, еще в Союзе, а потом еще и под тысячу на Ан-28 в Африке. То есть с "летчиским опытом" у него вопросов не было ни каких. Но вот перегоном самолета за границу, да еще так далеко он никогда не занимался, а в Африке работал в только одном регионе (да еще и французско-говорящем), а в школе он учил немецкий... Трехмесячные курсы английского он когда-то конечно закончил, но было это пару лет назад, а без практики англицкий имеет плохое свойство быстро забываться и теперь перспектива перегонки самолета с "малоопытным" помощником его тоже мягко говоря тревожила. Особых предложений с его стороны не было, но за что Пашка был ему с самого начала благодарен - Командир сразу выразил ему большое доверие в вопросах подготовки и разрешил действовать на свое усмотрение.
Далее Пашка поговорил с хозяином фирмы и его помощником - Директором. Оба они когда-то летали и многое знали, но коммерция 90-х их сильно попортила. Ответ был неприятным: "Да хоть радиста с собой возьмите! Только все за ваш счет - зарплата, гостиница, обратный билет..." Когда Пашка узнал цену билета Найроби - Киев даже самыми дешевыми вариантами, то вопросы у него отпали.
И осталось Пашке только полагаться на свои силы, а значит учиться и готовиться.

На этом этапе Пашке действительно очень помогали Люди, за что им Огромное СПАСИБО:
- Родные и Друзья Пашки, которые поддерживали и верили;
- Инструктора, Инженеры и Техники Киевского Аэроклуба. Самолеты стояли на его базе - "Чайке", а Пашка там уже несколько лет летал-работал, и теперь ему "родные стены и люди" помогали чем могли - советом, крепкой рукой, лишним полетом, а то и просто пожеланием удачи;
- КВС Ан-24 одной из Киевских Авиакомпаний, а в тот момент еще и автомеханик в своем же гараже (время было такое странное - 90-ые годы, что Командир Экипажа больше и регулярней зарабатывал крутя гайки на колесах машин чем штурвал). Во-первых он просто морально поддерживал Пашку. Во-вторых давал Пашке у себя подрабатывать, чем поддерживал его скудный бюджет. В-третьих... Ладно, скажем честно: "режим" на внутренних рейсах по Украине в тот момент был еще по старинке достаточно демократичен и по возможности Он просто брал Пашку с собой на рейсы. Допуск на Ан-24/26 у Пашки в пилотском был, но главное Командир дал возможность Пашке вести реальный радиообмен хоть и над Украиной, но на английском языке!
- Летчик-Инструктор одной из частей ВВС Украины. Уникальный сам по себе Человек, Летчик-Истребитель по училищу и в душе, по различным причинам, после полетов на прекрасных Су-7 и Су-9, оказавшийся в кабине воздушных трудяг Ан-26/30. Прошедший на них два года Афганской войны. Позже, уже в сорок с лишним лет, сумевший освоить Английский язык и Правила Международных полетов в такой степени, что представлял Украину в различных зарубежных военно-авиационных мероприятиях на типах Самолетов от Ан-30 до Ту-22м3 и Миг-29! Он тоже Пашке дал "подлетнуть", но главное на тот момент, что он щедро поделился своими знаниями и практическим опытом заграничных полетов и посидев с Пашкой над картами и схемами, чем очень помог сформировать "образ" и возможные нюансы предстоящего полета.

На Чайке Техники тем временем "пристраивали" в их самолет дополнительный топливный бак - фирма хочет сократить количество посадок на перелете. Бак нашли не то от вертолета, не то от Ил-14. Идут долгие споры, как "это" присоединить в штатную топливную систему Ан-28 и каким насосом перекачивать топливо. Все выглядит как-то очень несерьезно и сам Стас - техник по СиД, летящий с ними на этом борту, много ругается и уже перепробовал несколько вариантов, но пока недоволен.

Рядом с ними готовится на перелет Ан-28 соседней авиакомпании Виктора Савченко. Там все гораздо серьезней - купили бак с уже встроенным насосом, аккуратно все это подключили и собрали. Самолет покрасили дороже и красивей. Предстоящее направление перелета и место работы держат в "большой тайне". Что впрочем не мешает Штурману Андрею приезжать на Чайку и "обживать кабину" и болтать с Пашкой, или наоборот забирать его в "штурманскую" в Жуляны и готовится там. Его простые, понятные и какие-то добрые, объяснения и советы много дали Пашке в штурманской подготовке, и главное вселили уверенность в выполнимости задачи.

День -1.
На дворе конец ноября. Серо, облачно, холодно, еще чуть-чуть и пойдет снег.
Все вроде как решилось и срослось. Завтра на перелет! Сегодня надо помотаться по Киеву, закупить мелочи, а их как водится перед дальней дорогой, набрался целый список - от паяльника и припоя технику по АиРЭО Сереге, до продуктов и водки. В добавок фирма предупредила, что работать предстоит в каком-то труднодоступном месте, и рассщедрившись - разрешила купить видеомагнитофон с десятком кассет на выбор...Командир поехал домой повидать семью, техники на "Чайке" проводят крайние приготовления на самолете, Пашка же мотается по Киеву, собирая недостающее.
Опять Спасибо КВС-у Ан-24 - он катает Пашку по городу на своей машине. Закупки абсолютно разнообразные - то они заезжают на один из Киевских авиазаводов, где фирма "договорилась" на какие-то запчасти, тут-же едут в супермаркет за "Вечерним Киевом" и водкой для Африканских бизнеспартнеров, на рынок за салом и т.д. В машине Пашка старается вести хоть какой-то список и собирать чеки - начальство требует отчет!
К раннему вечеру небо окончательно сереет, начавшийся дождь таки переходит в снег, мокрый и сильный, мгновенно превративший Киевские улицы в кашу. Прокатавший его весь день Командир сильно ругается, но все-же забрасывает все их закупки на Чайку, где их все-же дожидаются замерзшие техники. Они закидывают все это в Самолет, едут обратно в Киев. Техники в свою гостинку, Пашка выскакивает по дороге у метро - еще надо успеть увидеть Маму и Девушку.

Поздним вечером он дома, заводит будильник, ложится. Надо поспать, завтра рано вставать и день видимо будет длинным, но как бы не так - сон не идет! Сказывается нервное возбуждение уже начавшейся кутерьмы и предстоящих событий. Пашка читает один за одним куски из своих любимых с детства книжек, включая "Завтрашние заботы" Конецкого, листает карты и схемы на завтрашний участок перелета. Наконец отключается.
P.S. С вопросами и комментариями подождите пожалуйста окончания истории и тогда обо всем сразу...
Tags: Ан-28 Африка полет перегон пилот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →